Эти антенны словно передают сигналы кораблям — и на реке, и в космосе. Арт-объект целиком построен из природных материалов и словно вырастает из земли. «Маяк» любят за обзорную площадку, скрытую за переплетением веток. Днём оттуда можно наблюдать за мерным течением реки, а ночью — любоваться россыпью звёзд на небе.
Ряды деревянных обелисков, оформляющие подход к инсталляции, придают ему таинственности и сакральности.
Это место — природное святилище, убежище от забот, где вместо стен — деревья, вместо купола — небосвод, а под ногами — трава и душистые полевые цветы. Здесь легко дышится, особенно ранним утром, когда лес ещё не проснулся.
Городской человек не всегда готов воспринять столько красоты сразу, а в Никола-Ленивце её много. Нужна подготовка.
После прохождения сквозь арку сознание очищается, мысли и чувства приходят в равновесие и вопрос о том, куда устремиться, больше не стоит: «На все четыре стороны. Всюду хорошо», — как бы подсказывает путнику сам объект.
Инсталляция, которая вблизи выглядит как плетёная корзина, а издалека как совершенно космический объект, отсылает одновременно и к голове богатыря из сказки «Руслан и Людмила», и к архитектуре Центра Помпиду в парижском квартале Бобур. Поднимитесь на смотровую площадку — отсюда открываются захватывающие дух виды на просторы арт-парка.
Инсталляция отсылает к серии работ импрессиониста Клода Моне конца XIX века, воспевающей шедевр французской готики — Руанский собор. Полисский мастерски соединил архитектурные и природные мотивы творчества Моне, создав арт-объект, который издалека создаёт впечатление оптической аномалии, а вблизи обретает плотность, материальность.
Вам всегда было любопытно, где начинается и заканчивается радуга? В Никола-Ленивце к ней даже можно прикоснуться.
В середине 2010-х типовое здание магазина в деревне Звизжи, долгие годы пребывавшее в запустении, внезапно «одеревенело» — превратилось в тотальную скульптуру из деревянных блоков, в сказочный замок, где властвует природа и всякий человек неизбежно чувствует себя гостем.
Внутри — большой стол на 12 человек для шумных встреч с друзьями. Примерно столько же человек могут устроиться здесь на ночлег, если считать широкие скамьи по периметру стола за спальные места.
Теоретически любой желающий, проявив смекалку и дисциплину, может возвести себе такой дом из элементов ПО-2, пусть и совсем простой.
Какой урок нам преподносит Алексей Лука этой инсталляцией? Пожалуй, что рачительность — залог экономии и экологичности.
Интерьер формируют предметы, выполненные по оригинальным эскизам архитектора. Исключение составляет лишь диван на первом этаже. Это жильё-опыт, жильё-дискуссия.
Эта таинственная структура напоминает одновременно маяк и мемориал. Петербургские архитекторы Пётр Советников и Вера Степанская используют для описания своего произведения такие слова, как «обелиск» и «кенотаф».
Внутри, на двуспальной кровати посреди сужающегося кверху пространства, можно испытать подлинный катарсис. Идеальное укрытие для философов и творческих людей.
Правда, высокопрочных. Это чудо инженерной мысли будто бы уже свершившееся будущее.
За стальной облицовкой прячется конструкция, сваренная из металлических стрингеров и шпангоутов и напоминающая корабельный остов. А внутри всё очень даже уютно: деревянные панели на стенах, спальня с выходом на балкон — и никакой «туннельности».
Кубический объём без окон, обшитый рейкой, стоит на квадратном помосте на берегу пожарного пруда. Из кровли сооружения выдвигается зенитный фонарь, играющий в том числе роль витрины, ведь внутри фонаря — люстра.
Люстра загорается с наступлением сумерек, превращаясь в путеводную звезду для заплутавших искателей приключений. Днём же это просто украшение — как для постояльцев арт-дома, так и для прохожих.
Архитекторы превратили автобус модели ПАЗ-3205 в полноценный дом на колёсах, который может служить ещё и передвижным театром. Благодаря панорамному стеклу, смонтированному на одном из продольных фасадов, внутри, как на сцене, можно устраивать перформансы и разыгрывать небольшие спектакли. В дни фестивалей этот арт-дом именно так и используется. Подобный тип жилья может заинтересовать творческие семьи и номадов, для которых путешествия — базовая потребность.
Придумали его художники из арт-группы «Алыча», с юности увлекающиеся скейтингом.
Интерьер оформлен скромно, но со вкусом: всё обшито фанерными листами, из излишеств только авторская люстра, сколоченная из дек для скейтбордов, роспись на рампе и растянутая поперёк второго света (квадратный проём в потолке над рампой) канатная сетка для чила и наблюдения за скейтерами.
Антресольный жилой блок, нависающий над транзитным первым этажом, усаженным молодыми деревьями, спрятан за узорчатыми тюлевыми занавесками, призрачно-белыми, кремовыми, лимонно-жёлтыми, которые висят в пустых проёмах между стойками металлокаркаса.
Этот дом — своего рода торжество ускользающей материальности. Здесь хорошо.
Интерьер и экстерьер едины, чего достичь непросто: металлические вентиляционные короба разного сечения и разной конфигурации, посаженные на свайный каркас и переплетающиеся на манер пищеварительного тракта, продолжаются вглубь дома, из фасадной декорации превращаясь в жилые помещения.
Авторы из арт-группы «Алыча» говорят о доме как о «прототипе экономичного off-the-grid жилья». По их мнению, в будущем чистый воздух станет роскошью, доступной только богатым или сквоттерам. Собственно, жильцам и предлагается примерить на себя роль таких сквоттеров.
Подарок, представляющий собой деревянный ящик, хранит в себе сюрприз. Кто отыщет этот тайник, тот получит заряд бодрости и веселья на много-много часов вперёд. «Радость» — искусство, служащее развлечением, но не теряющее от этого своей художественной ценности.
Они символизируют, как заявлено, «многоуровневую мифологию детства». Но прежде всего это памятник самому детству — самой счастливой поре жизни. Тотемы можно трогать, обнимать, на них можно забираться, навешивать какие-нибудь игрушки и наряды.
Интерактивная звуковая инсталляция Наталии Воиновой и Петра Айду — металлофон 100-метровой длины — работает, по сути, как машина времени, возвращая в детство взрослых и даруя детям ощущение безграничной свободы.
Никто никогда не проходит мимо и не упускает возможности проверить батут на прочность, а себя — на прыгучесть. Все, и стар и млад, оказываясь здесь, скидывают обувь и принимаются скакать на волшебном пружинящем полотне, весело размахивая руками. Это место улыбок. Здесь не встретишь грустных людей.
Идеальное место для передышки и обмена впечатлениями. За столом, в тени вспученной, похожей то ли на шлем, то ли на шляпку гриба кровли «Беседки», можно и поиграть, и почитать, и порисовать… и просто мирно подремать.
Архитекторы-художники из Manipulazione Internazionale хотели донести этим арт-объектом мысль о тщетности любых попыток приблизиться к идеалу.
Но что, в конце концов, детям до всего этого? Они никогда не перестанут стремиться вверх, ведь для них расти, быть выше самих взрослых — такое естественное желание.
Автор «Гнёзд-крутилок» — опутанных лозой и вращающихся вокруг собственной оси чашевидных кресел — девятилетняя Маша Игнатенко, качелей «Облачко» — перекрытой разноцветными листами плексигласа конструкции с гамаками внутри — восьмилетняя Варя Анищенко. Искусство, авторами/соавторами которого выступают дети, — ноу-хау арт-парка.
Оттуда можно созерцать прекрасную Угру, несущую свои воды в неведомую даль, бег облаков по небу, предзакатные танцы насекомых, вьющихся в прозрачном эфире подобно маленьким искоркам. «Ухо» улавливает звуки природы и вместе с тем приглашает прислушаться к себе. Это поистине целительное место, способствующее медитации и изгоняющее печаль.
Минималистичное, наполненное ароматами хвойного леса пространство идеально подойдёт для истосковавшихся по одиночеству интровертов или людей, ищущих душевного спокойствия.
Инсталляцию почти ниоткуда не видно, что делает её идеальным убежищем. Обычно сюда добредают лишь те, кому необходимо побыть наедине с собой.
Природа Никола-Ленивца, несомненно обладающая собственной волей, сама выводит человека к «Дому над лесом», чувствуя его запрос.
Тонкие красные рейки, оплетающие металлокаркас в диагональном направлении, дают эффект иллюзорности, призрачности — полупроницаемый объём, от созерцания которого немного рябит в глазах, одновременно как бы существует и не существует.
Константинов создал это произведение в 2008 году на территории австрийского города Хоэнемс, вдохновляясь образом местной часовни. Собственно, инсталляция «Дом из воздуха и линий» повторяет пропорции этой часовни. Именно поэтому пространство внутри арт-объекта наводит на мысли о сакральном, духовном. Находясь там, можно ненадолго отрешиться от мира — удивительное чувство.
Овальную в плане инсталляцию со множеством окон и дверей, сколоченную из старых досок и «насаженную» на каминную трубу из белёного кирпича, можно было бы, вероятно, окрестить «пупом земли», если бы соответствующее звание не было закреплено за храмом Аполлона в Дельфах.
Здесь особенно легко дышится. В стенах «Ротонды» вы ощутите себя цельным и наполненным.
Именно из мусора состоят стены арт-объекта. Башня поделена на уровни: кости животных, деревянные столбы, кирпичи, пластиковые бутылки, ржавый металл, искусственные цветы. Это экологический манифест, нравоучительный в своей основе.
Это напоминание о том, как человек в погоне за мечтой, часто бездумно, растрачивает ресурсы природы и загрязняет землю. Это конечная остановка маршрута, чтобы отвлечься от самонаблюдения и немного сменить ракурс — взглянуть на себя в контексте окружающего мира.