Профессиональное выгорание школьных учителей.
Результаты всероссийского исследования
программы «Я Учитель»

Проект Образовательной инициативы Яндекса
У 75% опрошенных есть ярко выраженные симптомы выгорания, а 38% находятся в его острой фазе — то есть выгорание ощутимо влияет на их качество жизни и способность работать.
Выгоранию оказались подвержены все школьные педагоги вне зависимости от стажа: и у молодых, и у опытных учителей его уровень примерно одинаков.

Во время второго интенсива* программы по развитию педагогов «Я Учитель» было проведено исследование профессионального выгорания. В самом интенсиве приняли участие более 100 000 человек из разных регионов России, из них 38 000 школьных учителей прошли тест «Профессиональное выгорание педагога». Мы рассмотрели, что приводит учителей к выгоранию, и по итогам исследования предложили подходы и инструменты, которые могут помочь с ним справиться.

Эксперты связывают высокий уровень выгорания учителей в том числе со спецификой помогающих профессий**, которые требуют от работников высокого уровня эмпатии и эмоциональной вовлеченности. Поэтому важно предотвращать выгорание педагогов и оказывать помощь, если оно уже наступило: обеспечивать поддержку коллег, возможности для развития, организацию отдыха и так далее.

Больше о том, как справляться с выгоранием >

Интенсив «Я Учитель» ― это бесплатная программа диагностики для педагогов в рамках Образовательной инициативы Яндекса. Онлайн-тесты интенсива позволяют учителю проверить свои гибкие компетенции или уровень выгорания. В тестах сделан упор на практику: они основаны на реальных ситуациях из работы педагога. По итогам диагностики учитель получает рекомендации и материалы для развития компетенций.

Помогающие профессии — профессии, связанные с помощью людям. Например, медики, социальные работники, психологи, педагоги.

*

**

Об исследовании

ОСОБЕННОСТИ ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ

Профессиональное выгорание — это хроническое истощение эмоциональных, физических и волевых ресурсов, совокупность негативных переживаний, связанных с работой.

Мы оценивали уровень выгорания педагогов по четырем компонентам*:

Эмоциональная усталость
Чувство истощения, желание заниматься чем-то другим.
Неудовлетворенность условиями
Нехватка комфортных условий или ресурсов для работы.
Формальное отношение к работе
Выполнение ровно того объема задач, который дан руководителем.
Отстраненность от организации
Безразличие или негативное отношение к месту работы.
Юрий Шатров
Эксперт по профессиональному выгоранию и руководитель практики «Digital Assessment» в ECOPSY Technologies
По данным наших исследований, среди сотрудников бизнес-структур показатель выгорания равен примерно 50% — то есть у педагогов он значительно выше. Высокий уровень выгорания свойственен и представителям других помогающих профессий, например, врачам и психологам.
Эксперты считают, что большой объем коммуникации, необходимость проявлять эмпатию и одновременно с этим держать свои эмоции под контролем, влияние родителей, руководства и общества в целом — все это способствует выгоранию учителей.

По словам Юрия Шатрова, около трети учителей находятся в острой фазе профессионального выгорания ― а значит, у них резко падает эффективность и они могут стараться избегать работы. Возникают конфликты с коллегами и родителями школьников. Такой учитель отстраняется от учеников и может обесценивать их успехи.

Константин Бочавер
Кандидат психологических наук, заведующий кафедрой психологии здоровья Института междисциплинарной медицины
Причины выгорания учителей обусловлены не только спецификой профессии, которая обязывает проявлять эмпатию к десяткам и сотням людей, но и условиями труда. Например, педагоги часто сталкиваются с большими объемами отчетности.
По мнению эксперта, отсутствие профессиональной поддержки и солидарности, неумение восстанавливаться после тяжелой работы тоже сказываются на состоянии учителей. Существует проблема несоответствия: работа учителя изначально подразумевает высокий уровень эмоциональной вовлеченности, но в учебном процессе нередко начинает превалировать формальная подготовка к тестам и экзаменам. Это не так интересно и ограничивает возможности для самореализации педагогов.
Константин Бочавер
Кандидат психологических наук, заведующий кафедрой психологии здоровья Института междисциплинарной медицины
В конечном счете выгорание часто заканчивается уходом из профессии. Поэтому высокий показатель выгорания, который показало исследование, должен стать поводом для изменений, но не причиной для паники. Те учителя, которые прошли тест и попали в выборку исследования, не ушли из профессии ― значит, уже отчасти смогли справиться с проблемой. Их состояние возможно улучшить, с ним можно и нужно работать.
Что мы выяснили в ходе исследования


О СВЯЗИ ВЫГОРАНИЯ СО СТАЖЕМ ПЕДАГОГОВ

Стаж работы не влияет на уровень профессионального выгорания. Мы сравнили результаты учителей с разным стажем ― и процент выгоревших в каждой группе в среднем равен 75%. Из тех педагогов, которые проработали в школе менее трех лет, 74% уже столкнулись с выгоранием (см. график 1).
График 1. Уровень выгорания педагогов в зависимости от стажа
Константин Бочавер
Кандидат психологических наук, заведующий кафедрой психологии здоровья Института междисциплинарной медицины
Сейчас в России более резистентными (невосприимчивыми) к выгоранию оказываются педагоги с большим стажем работы ― те, кто в тяжелые 1990-е годы был молодым, но уже сформировавшимся специалистом. Они, как правило, справляются с выгоранием и продолжают работать. Недавние выпускники педагогических вузов оказываются в этом смысле менее устойчивыми. С другой стороны, опытных педагогов может подтолкнуть к выгоранию переход на электронный документооборот, который требует от учителей гораздо больших усилий и времени.
Мы проверили, как соотносятся стаж работы и четыре базовых компонента профессионального выгорания. Стаж не влияет на уровень эмоциональной усталости, степень отстраненности от организации и склонность к формальному отношению к задачам. Однако с увеличением опыта работы у педагогов растет недовольство ее условиями (см. график 2).
График 2. Выраженность компонентов профессионального выгорания в зависимости от стажа
О СВЯЗИ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ ПЕДАГОГОВ С ВЫГОРАНИЕМ
В ходе исследования мы проанализировали, какие потребности не удовлетворены у педагогов, столкнувшихся с выгоранием. На выгорание педагогов сильнее всего влияют недовольство условиями работы, нехватка амбициозных задач и возможностей для продвижения по карьерной лестнице (см. график 3).

График 3. Уровни взаимосвязи (модули коэффициентов корреляции) удовлетворения потребностей преподавателя и его профессионального выгорания. Чем выше их значение, тем сильнее связь между неудовлетворенными потребностями и выгоранием.

Ирина Савицкая
Руководитель направления продвижения сервиса Яндекс.Учебник
В образовательной системе не очень много карьерных лифтов, а работа зачастую носит однообразный характер. Отсюда ― недовольство карьерными перспективами. Учителям может не хватать чувства новизны, которое дают новые сложные задачи или новая должность. Учителя многое отдают школе и в ответ ждут справедливого отношения к себе, но не всегда его получают. Кажется, что пандемия могла усугубить ситуацию. Возросла нагрузка на учителей: им приходилось перестраивать учебный процесс и очень много общаться с родителями.

Как педагогам справиться с выгоранием

Артем Ткаченко, заместитель директора гимназии № 71 «Радуга» (Кемерово), преподаватель истории и обществознания высшей аттестационной категории, отмечает, что с выгоранием редко работают централизованно и системно, чаще всего педагоги ищут собственные, подходящие лично им способы справиться с этой проблемой.

Константин Бочавер говорит о том, что возможность системно работать с выгоранием во многом зависит от наличия ресурсов ― материальных, временных, эмоциональных ― как у администраций школ, так и у самих педагогов. Несмотря на это, важнее всего персональная мотивация к изменениям и развитию.

Константин Бочавер
Кандидат психологических наук, заведующий кафедрой психологии здоровья Института междисциплинарной медицины
Важно помнить, что выгорание ― вещь разносторонняя, а не просто хроническая усталость или тревога из-за работы. Это в некотором смысле экзистенциальная проблема — перед человеком встает вопрос: «На своем ли я месте или создан для чего-то другого?» Поэтому изменения должны быть вдумчивыми и системными: недостаточно просто повысить учителям зарплату или скорректировать режим работы.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ С ВЫГОРАНИЕМ ОТ ПРОГРАММЫ «Я УЧИТЕЛЬ»
Налаживание рабочих процессов
Если источником стресса служит рабочая среда, стоит попробовать повлиять на те ее составляющие, которые зависят от педагогов и руководства школы. Например, внедрять новые технические решения, проводить небольшие планерки и обсуждать, как улучшить взаимодействие между учителями и администрацией, составлять упрощающие работу регламенты и вспомогательные документы. Эта работа требует дополнительных ресурсов, особенно в самом начале, однако со временем эти затраты будут компенсированы улучшением эмоциональной обстановки в коллективе.
Профессиональное развитие
Ощущение застоя, отсутствие профессионального роста ― еще один источник выгорания. Поэтому разнообразные способы развития и приобретение новых компетенций могут помочь его избежать. К таким способам можно отнести повышение квалификации, запуск программы менторства или наставничества, которая поможет перенять знания более опытных коллег или даст возможность проявлять инициативу в работе.
Эмоциональная поддержка — общение
Делиться своими трудностями, открыто выражать свои чувства, рассказывать о своем состоянии ― действенные способы восстановить силы и расслабиться. Для того чтобы педагоги могли делать это в безопасной и комфортной среде, стоит организовать специальные терапевтические группы, например, балинтовские.
Организация отдыха и заботы о себе
Важно регулярно отдыхать в течение дня (хотя бы по 30 минут), делать перерывы между рабочими задачами; не заниматься работой на выходных; не рассчитывать, что можно полностью восстановиться за отпуск: откат к прошлому состоянию может наступить за две-четыре недели. Также помогает регулярная физическая активность.

ПОДБОРКА СТАТЕЙ ОТ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГОВ «Я УЧИТЕЛЬ»

Как побороть выгорание: личный опыт учителя
Профилактика выгорания: восемь простых советов
Техники саморегуляции, эффективные при выгорании
Советы коучей, спортсменов и медиков
Опыт учителя: три стадии выгорания
Четыре сценария, которые приводят к выгоранию

*

Мы использовали инструмент оценки профессионального выгорания от ECOPSY Technologies — тест FADE (Fatigue and Detachment Questionnaire). Тест построен на основе методики ипсативного шкалирования с применением IRT-модели, что существенно снижает вероятность ориентации респондентов на социально желательные ответы. Тест позволяет оценить не только компоненты выгорания, но и его причины.

По вопросам сотрудничества
Ирина Савицкая
руководитель направления продвижения «Яндекс.Учебник» и «Я Учитель»
irasavitskaya@yandex-team.ru

Служба поддержки:
8 (800) 234–79–67
с 03:00 до 21:00 по Москве

Thu Dec 24 2020 17:31:24 GMT+0300 (Moscow Standard Time)