Как изменилась методика преподавания в школах с переходом на дистант
3 306 учителей
заполнили онлайн-анкеты.
1 757 учителей
ответили на вопросы в телефонных интервью.
Учителя комбинируют цифровые и нецифровые инструменты
Почти все опрошенные учителя (97%) регулярно используют цифровые инструменты в дистанционной работе: выдают задания на платформах с автоматической проверкой, проводят видеоуроки или выдают готовые. При этом 94% учителей продолжаются пользоваться нецифровыми инструментами: задают тексты и задачи из учебника, посылают ученикам дополнительные печатные материалы.
Нет статистически значимых различий по предметам: методически все сталкиваются с похожими проблемами.
Нагрузка учителей выросла без роста количества заданий
Количество заданий, которые получают ученики, в среднем, не изменилось. Зато нагрузка учителей возросла. Одна из причин — увеличение контактов с родителями.
В начальной школе 86% учителей указали, что контактов с родителями стало больше. В средней школе этот факт отметили 70% учителей.
В младшей школе сильнее пострадали диагностика и контроль, в средней и старшей — отработка и повторение материала
С переходом на дистант в начальной школе уменьшилось количество уроков, направленных на диагностику и контроль знаний. Это отметили 50% учителей. 36% учителей снизили изучение нового материала.
В средней и старшей школе у 42% учителей стало меньше уроков на повторение и обобщение, у 43% снизилась отработка материала.
Самые универсальные инструменты дистанционной работы — распечатки заданий и платформы с автоматической проверкой. Они подходят для всех педагогических целей.
Собственные видеоуроки учителя проводят в основном для введения нового материала. Редко — для диагностики и контроля. Это можно объяснить тем, с тем, что в школах не проводят онлайн-контрольные под присмотром как в университетах.
Школьные учебники подходят для всех целей кроме контроля. Вероятно, из-за наличия готовых домашних заданий в интернете.
Исследование выявило связь: чем больше учитель ведет видеоуроков, тем меньше у него падает объем нового материала. В некоторых случаях наблюдается даже рост.
Регулярно ведут видеоуроки лишь 32% опрошенных учителей. Чаще это жители городов.
Более доступный и массовый инструмент — платформы с автоматической проверкой. На дистанционке их используют 88% учителей.
Онлайн-платформы с автоматической проверкой используют для всех педагогических целей, включая введение нового материала.
Доля выдач из развлекательных или дополнительных тем снизилась на 10 процентных пунктов. На 10–20 процентных пунктов выросла доля занятий, выданных из готовых подборок по актуальным темам.
Доля детей, приступающих к выданным занятиям, увеличилась на 10 процентных пунктов. Дети стали чаще решать задания Яндекс.Учебника в будни.
«И преподавателю и ученикам не привычно такое обучение, поэтому приходится учиться всем вместе».
Проблема 1.
Технические сложности
Не у всех детей есть устройства для дистанционного обучения и доступ к интернету. Из-за этого многие ученики пропускают онлайн-уроки. Особенно остро стоит эта проблема в сельской местности.
интернетом, скорость которого ужасна».
технических возможностей для проведения видеоконференции в режиме
реального времени, как у моего оборудования, так и у оборудования учеников.
В реалиях жизни у многих очередь или на пользование компьютером,
или ожидание момента, когда родители вернутся с работы и раздадут интернет».
Проблема 2.
Дети не могут пользоваться устройствами
Даже при наличии технических средств, не все дети могут их использовать. Приходиться ждать родителей с работы и подстраивать обучение под их расписание.
Проблема 3.
Не хватает живого общения
Педагоги скучают по возможности увидеть своих ребят вживую.
Проблема 4.
Трудно контролировать выполнение заданий
Еще одна проблема заключается в том, что не все дети ответственно подходят к выполнению заданий. Дети больше списывают, пользуются шпаргалками. Учитель из дома не может проверить, кто делал задание: сам ученик или родитель.
и получили отметки) и выполнение заданий родителями или другими взрослыми. При очном обучении такое тоже было, но там хоть на уроке можно было заставить работать, сейчас нет».
Проблема 5.
Увеличилось время за компьютером
В условиях дистанта время, которое учителя и ученики проводят за компьютером увеличилось в несколько раз. Педагоги отмечают, что от этого сильно устают глаза и падает зрение.
что зрение упало, глаза к вечеру страшно болят».
«За период самоизоляции я узнала очень много нового об онлайн-образовании и многое мне очень нравится».
Преимущество 1.
Платформы с автоматической проверкой
Подобные сервисы учителя могут использовать для выдачи домашних заданий.
Преимущество 2.
Готовые видеоуроки
Видеозаписи уроков оказались полезным инструментом — их можно использовать для повторения материала и изучения простых тем.
Преимущество 3.
Разнообразие онлайн-платформ
Учителя отметили позитивный опыт использования разных образовательных платформ. Педагоги собираются пользоваться ими и дальше.
на Инфоурок, ЯКласс, РЭШ. Я пользуюсь данными платформами, надеюсь,
и продолжу работу в данном направлении».
Преимущество 4.
Домашнее обучение и пропуски
Элементы дистанционного обучения можно использовать для детей, которые находятся на домашнем обучении и для учеников, которые пропускают занятия из-за болезни.
Преимущество 5.
Закрепление материала
Учителя отметили, что собираются использовать онлайн-инструменты для закрепления и повторения пройденного материала.
Переход на дистанционное обучение оказался неожиданностью
для многих учителей. Педагогам пришлось срочно перестраиваться
на новый формат работы, подбирать инструменты и искать материалы.
Эта ситуация показала нам, что нужно внедрять онлайн-платформы
в структуру образования вне карантина.
Технические трудности неизбежны в дистанционном формате.
Чтобы легче с ними справляться, учителям нужен опыт работы
с цифровыми инструментами. Поэтому обучение учителей должно
быть сфокусировано на работе с цифровыми инструментами
и дистанционным форматом. Также — на умении подбирать цифровые
инструменты под методические цели.
связано с ограниченным функционалом онлайн-платформ.
В первую очередь, необходимо адаптировать сервисы для диагностики
и контроля знаний, а также для введения нового материала.