Как устроен один день балерины? Сколько репетиций требует один спектакль? Сколько изнашивается пуантов за сезон? И насколько повседневная жизнь солистки балета изменилась за последние полвека? Рассказываем на примере звезды Мариинского театра Виктории Терёшкиной и уже ставшей легендой русского балета Аллы Осипенко.
Текст: Екатерина Баева
Для начала, балерина — это не любая худая и бледная выпускница хореографического училища, выкладывающая свои фотографии в социальные сети с хэштегом #balletdancer. В профессиональных кругах балериной называют только танцовщицу, дослужившуюся до высшей позиции в театре. Например, в Мариинском театре балерин семь, в Большом — восемь, остальные — это просто танцовщицы, или артистки балета. В зависимости от принятого в театре наименования это могут быть ведущие, первые или вторые солистки, солистки характерного танца, корифейки, кордебалет, миманс и вспомогательный состав балета. Чтобы разобраться, как устроена — и как меняется во времени — жизнь артистки балета, мы расспросили двух настоящих балерин, представительниц двух поколений.
Алла Осипенко (род. 1932) — величайшая артистка советского балета 1950-х — 1980-х. Окончила Ленинградское хореографическое училище одной из последних учениц А. Я. Вагановой, с 1950 по 1971 год работала в Ленинградском театре оперы и балета имени С. М. Кирова (сейчас — Мариинский театр), затем — в труппах Леонида Якобсона и Бориса Эйфмана. На гибкое, певучее тело Осипенко ставили многие выдающиеся балетмейстеры своего времени, и она прославилась именно как яркая исполнительница современной хореографии («Каменный цветок», «Легенда о любви», «Антоний и Клеопатра», «Двухголосие»).
Виктория Терёшкина (род. 1983) — прима-балерина Мариинского театра, народная артистка России. Окончила Академию русского балета имени А. Я. Вагановой в 2001 году. В отличие от некоторых других танцовщиц, которые имеют либо амплуа романтических героинь, либо страстных роковых красавиц, Терёшкина известна как балерина, которая может все. Она одинаково хороша и потрясающе технична как в классических и неоклассических балетах («Дон Кихот», «Раймонда», «Корсар», «Драгоценности»), так и в современных постановках («Парк», «Инфра», «Пять танго»).
Виктория Терёшкина: «Я встаю первая, умываюсь-одеваюсь, в 8 часов бужу дочку. Муж просыпается тоже в восемь, мы вместе садимся в машину и отводим дочку в детский сад, а потом едем вместе завтракать. У нас рядом с домом есть приятное кафе; там, как обычно, кофе, круассаны, можно яичницу съесть. Потом я возвращаюсь домой и начинаю приводить квартиру в порядок, потому что после вечерних игр игрушки ребенка разбросаны по всему дому. Занимаюсь уборкой, стиркой; может быть, успею даже до класса сделать маникюр. Вечером я забираю ребенка из садика и веду ее на художественную гимнастику».
В прошлом очень немногие балерины могли позволить себе или решались иметь детей. Наталия Дудинская, Галина Уланова, Майя Плисецкая сделали выбор в пользу искусства.
Виктория Терёшкина: «Поколение наших педагогов редко имело детей: почему-то считалось, что трудно восстановить дородовую форму. С другой стороны, и танцевали раньше дольше, хотя я не связываю это с материнством. Думаю, требования к танцовщикам были другие — не так гнуться, не так высоко ноги поднимать — и тело не так сильно изнашивалось».
В этом плане особняком стоит пример Аллы Осипенко, которая родила в 30 лет и продолжила успешную карьеру в танце. Сейчас у многих выдающихся танцовщиц есть дети: растут дочери у Ульяны Лопаткиной и Светланы Захаровой и сын — у Дианы Вишневой, а, например, у солисток Мариинского театра Яны Селиной и Олеси Новиковой аж по трое детей. Некоторые решают завести ребенка, совмещая декрет с периодом вынужденной творческой передышки — лечением травмы или восстановлением после операции. Другие идут на это совершенно осознанно, чувствуя в себе силы и готовность.
Виктория Терёшкина: «Мне врачи разрешили качать пресс уже через полтора месяца после родов. За время декрета я не делала ни-че-го и набрала четырнадцать килограммов. К счастью, диета кормящей матери очень простая, а когда добавляешь физические нагрузки, сбросить вес получается почти само собой. Вернулась я на сцену в спектакле “Юноша и смерть“ — не сложном, но драматичном, а в классическом спектакле вышла, когда дочке было пять месяцев».