Фантасты уделяют массу внимания общественному устройству, сражениям и транспорту, но крайне мало — искусству. Мы знаем около десяти способов передвижения в мире Гарри Поттера, но понятия не имеем, ходят ли волшебники в кино. Рассказываем то немногое, что нам известно о театре в самых популярных вымышленных вселенных.
Текст: Антон Хитров
19.12.18
«Звездные войны»: тоталитарный балет
Мы мало знаем о повседневной жизни в мире «Звездных войн» и почти ничего не можем сказать о том, какое там искусство. Все, что нам известно про культуру далекой галактики, — там есть живая музыка в ресторанах и балет. Вы могли видеть его в третьем эпизоде «Месть ситхов» и, скорее всего, приняли за шоу мыльных пузырей, но в сценарии Джорджа Лукаса четко сказано: Энакин Скайуокер и канцлер Палпатин — будущие Дарт Вейдер с Императором — разговаривают в оперном театре во время представления балета «Squid Lake». По-русски — «Кальмаровое озеро».
Согласно сценарной ремарке, танцы в больших парящих аквариумах — это такое национальное искусство людей-кальмаров. Самого знаменитого представителя этой расы зовут Адмирал Акбар. Это он распознал ловушку во время атаки на вторую «Звезду смерти».
Почему Лукас решил показать именно балет, а не оперу и не драму — догадаться несложно. Космическая франшиза появилась в конце 70-х и была продуктом холодной войны, настолько очевидным, что президент Рейган окрестил Советский Союз «империей зла» — в честь Империи из фильмов, а его оборонную программу так и прозвали — «Звездные войны».
«Месть ситхов» относится к трилогии приквелов, которая выходила намного позже оригинальной серии, с конца 90-х по середину 2000-х. Никакой холодной войны, естественно, уже не было, но Лукас по-прежнему ассоциировал Империю с СССР и поэтому вставил в фильм о становлении космической диктатуры инопланетную версию «Лебединого озера».
У танцовщиков-кальмаров есть очевидное преимущество перед танцовщиками-людьми: они выступают в водных резервуарах, а значит, могут двигаться не в двух, а в трех измерениях. Чтобы достичь того же эффекта, артистам вида Homo sapiens нужно прибегать к разнообразным опорам и подвесам — вспомните хотя бы воздушных акробатов из цирка.
Театр мечтает оторваться от горизонтальной плоскости и освоить вертикаль по крайней мере с начала XX века. Например, Александр Таиров — один из пионеров режиссерского театра в России — настаивал, что на неровном, ломаном полу актерская пластика будет выразительнее, чем на плоском, и требовал от художников декораций с разноуровневыми площадками. А в конце 60-х американская хореограф Триша Браун придумала цикл «Пьесы с оборудованием». Подвешенные на тросах артисты ходили по стволам деревьев и стенам, как будто верх и низ у них не там, где у нас.
Сегодня режиссеры пытаются обмануть гравитацию, как правило, с одной целью: показать на сцене то, что мы привыкли видеть исключительно в кино (в частности, вид сверху), и разнообразить обычную театральную композицию, где все самое важное сосредоточено внизу. Посмотрите, например, как выглядит пространство в «Процессе» Андреаса Кригенбурга по роману Франца Кафки.
«Тор»: мышеловка из «Гамлета»
В последнем сольном фильме про Тора — самого сильного и одновременно самого нелепого из супергероев киновселенной Marvel — мы увидели, как выглядит театр в его родном мире, Асгарде. Вообще Асгард — это такая странная смесь хай-тека с архаикой: его жители летают на звездолетах, но сражаются копьями, носят условно-средневековое платье и смотрят ужасно старомодные реалистические спектакли с писаными задниками.
Громовержец Тор прилетает домой к отцу Одину, чтобы предупредить о надвигающемся конце света. Но правитель Асгарда на редкость беззаботен и полностью поглощен напыщенной пьесой о героической смерти Локи — самого хитрого из асгардцев, который приходится Тору сводным братом (нещадно наигрывающих асгардских актеров изображают сплошь голливудские звезды — например, Мэтт Дэймон в роли умирающего Локи). Тор довольно быстро понимает, что к чему: Один — это и есть замаскированный Локи, а где настоящий Один — одному богу известно.
«Гарри Поттер»: обязательный школьный театр
«Игра престолов»: филиал шекспировского «Глобуса»