О жизни Шекспира — величайшего драматурга в истории — известно очень немного. Из-за этого человечество породило огромное число (больше восьмидесяти!) невероятных теорий о том, кем на самом деле был автор «Гамлета» и «Ромео и Джульетты». Рассказываем про самые интересные и показываем мультфильм!
Текст: Анастасия Паукер
19.12.18
О существовании безумных теорий касательно авторства шекспировских пьес знают даже те, кто ничего не слышал о том, что Гамлет на самом деле был пухлым, а Джульетту играл мужчина. Несмотря на обилие компетентных опровержений всевозможных конспирологических теорий, многим любителям пофантазировать до сих пор кажется куда более привлекательной идея самозванства Шекспира, чем допущение его гениальности.
Сомнения в том, что Шекспир сам написал свои пьесы, вызывают: его обширный словарный запас, подозрительно точное представление о соколиной охоте и теннисе, знакомство с культурой далеких стран и даже звучность фамилии. Все эти качества будто бы не могут быть свойственны человеку из простой незнатной семьи из глубинки.
С середины XIX века остается популярной версия о том, что автор произведений Шекспира на самом деле не Шекспир, а философ Фрэнсис Бэкон и его сообщники. Предполагается, что хитрецы, не имея возможности открыто публиковать свои вольнодумные идеи, написали 38 пьес, чтобы обойти цензуру, и попутно внедрили в монологи двадцать пятым кадром постулаты своего учения. К версии можно было бы отнестись серьезно, если бы не было известно, что все пьесы проходили цензуру ровно так же, как философские трактаты. Однако находятся люди, которых этот факт нисколько не смущает и которые убеждены, что если раскопать могилу Бэкона, то можно в ней найти рукописи его пьес.
Вместо Шекспира пьесы писал Эдуард де Вер, граф Оксфордский, — от этой версии был в восторге Зигмунд Фрейд. Он провел параллель между детской травмой графа и обнаруженным эдиповым комплексом Гамлета. Но Эдуард умер, а Шекспир продолжал писать. На эту неувязку доктор Фрейд предпочитал закрывать глаза.
Третий кандидат — граф и дипломат Роджер Мэннерс. Он был дружен с Саутгемптоном, человеком, которому Шекспир посвятил ряд произведений. Кроме того, этот ученый муж много путешествовал и даже был знаком с датскими парнями Розенкранцем и Гильденстерном. Впрочем, никаких сведений о склонности Мэннерса к драматургии и поэзии нет, как нет и идей о том, зачем ему вообще было писать пьесы вместо актера по имени Уильям Шекспир.
Ну и конечно, драматург Кристофер Марло. Про него фантазируют следующим образом. За небогоугодные взгляды на жизнь Кристофера преследовала Церковь. Его любовник решил спасти товарища и имитировал его убийство. Марло пришлось уйти в подполье, и там, чтобы не скучать, он принялся писать пьесы, выдавая их за творения заурядного актера труппы «Слуги лорда-камергера» Уильяма Шекспира. Эту версию любит Джим Джармуш: в его фильме «Выживут только любовники» бессмертный вампир Марло продолжает строчить под именем других мировых гениев уже в XXI веке.
Все перечисленное — только начало бесконечного списка кандидатов на авторство, в котором мелькают и королева Елизавета, и Даниель Дефо, и семейные пары, и заговорщики. Все это — отличный сюжет для фильма. Или для мультфильма. А наука в лице ведущего российского шекспироведа Алексея Бартошевича говорит так: «Произведения Шекспира для нас интересны прежде всего как документ культуры его эпохи и как тексты, сохраняющие значение для последующих времен. Но если кому-то из тех, кто изучает Шекспира, приходит в голову искать подлинного автора в его текстах — почему нет? Лично я считаю, что это бесплодные занятия, и в каком-то смысле мне все равно, кто это написал».
Режиссёр — Вика Привалова
Сценарий — Анастасия Паукер, Вика Привалова
Голос — Денис Колесников (Кураж Бамбей)
Анимация — Алиса Жихарева
Звукорежиссер — Артур Хайруллин
Креативные продюсеры — Алексей Киселев, Антон Хитров