Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Какие картины были изменены под влиянием цензуры, а затем восстановлены в первоначальном виде?

ИсторияИскусство и культураКартины
Любовь Кобцева
Искусство и культура
  · 4,3 K
Искусствовед, аспирантка ВШЭ, автор проекта "(Не)критично"   · 5 февр 2022  ·
non_critical
Для картин, которые попадали под пристальное внимание цензоров, характерно не столько их изменение, сколько запрет к публичной демонтрации. Начиная с XIX века заставить художников рисовать что-то, не соотвествующее их мировосприятию, или переделать старые работы, становилось все труднее и труднее.
Мотивов для цензуры могло быть не так уж и много, но методов, доступных для ее легального навязывания художникам и их произведениям, было гораздо больше. Они представляют собой настоящий превентивный или репрессивный арсенал. Так, Гюстав Курбе часто жаловался — временами в манере, похожей на фантазию или даже бред, — на слежку и кары, которым, по его мнению, он подвергался.
В письме от 28 ноября 1864 года Виктору Гюго художник пишет следующее:
"Когда Делакруа и вы были в расцвете сил, Империя Вам не говорила, как мне: "от нас нет спасения". Не было ордера на ваш арест; ваши матери, в отличие от моей, не делали в доме подземных ходов, чтобы спрятать вас от полиции. Делакруа никогда не видел, чтобы солдаты вторгались в его дом, стирая его картины ведром со скипидаром по приказу министра, его произведения не были произвольно исключены из Выставки [Салона] <...> вам не грозило изгнание."
Меры против произведений, а не художников, были гораздо более частыми и гораздо более многочисленными на протяжении всей второй половины ХIX века. Салон, как публичное выставочное пространство, стал театром всевозможных махинаций, направленных на цензуру произведений разной степени открытости. Часто акты цензуры были осторожными, и их было трудно выявить, поскольку их мотивация смешивала эстетические и политические соображения. Полиция требовала, чтобы определенные работы были удалены с выставок. Многие работы в Салоне были сняты таким образом, часто несмотря на то, что жюри изначально их приняло.
Эдуард Мане. Расстрел императора Максимилиана. 1868
Единственным средством, имевшимся в распоряжении художников, чтобы оказать хоть какое-то сопротивление цензуре, была проверка пределов действия цензуры путем выставления своих работ через альтернативные каналы. В этом отношении было доступно два инструмента, которые иногда работали в тандеме, а именно: умножение изображений и частные показы. Такие художники, как Курбе и Мане продолжали, иногда тайно, распространять репродукции и фотографии прошедших цензуру произведений. Для своей запрещенной к демонстрации картины "Расстрел императора Максимилиана" Мане даже подумывал о распространении литографии с намеренно стертой легендой.
Гюстав Курбе. Возвращение с конференции, 1863 г.
Наиболее частым решением художников в случае запретов в Салоне был параллельный публичный показ. В 1863 году, например, Курбе повесил в своей мастерской "Возвращение с конференции". "Приглашаем всех, — сообщил Фернан Деснуайе, — пойти в любой день до полудня и посмотреть на картину." Политические запреты на публичный показ произведения или решение об изъятии произведения из показа часто сопровождались дальнейшими мерами, направленными на производство и распространение репродукций. Так, в 1867 г. полиция уничтожила репродукцию картины Курбе «Возвращение с конференции» (1863 г.) в мастерской фотографа Бингема.
Мане тоже столкнулся с цензурой, когда попытался опубликовать литографию картины, которую он намеревался представить в Салоне 1869 г. а именно "Расстрел императора Максимилиана", которая напоминает о смерти императора Мексики. Мане запретили приступать к реализации его планов по печати и распространению, несомненно потому, что изображенная форма расстрельной команды слишком сильно напоминала форму егерей Императорской гвардии, и поэтому администрация заподозрила художника в желании уличить Наполеона III в смерти Максимилиана Австрийского в то время, когда республиканская оппозиция интерпретировала эту казнь как проявление нерешительности и непоследовательности политики Империи.
Фоном для репрессивных мер, предпринятых политическими режимами против произведений, которые они хотели скрыть от глаз общественности, а также для ухищрений, предпринятых художниками для обхода такой цензуры, был страх перед властью произведения искусства, перед силой его образа. Правительства, как авторитарные, так и либеральные, опасались распространения и публичной демонстрации изображений, способных разжечь и преумножить волнения.
Больше интересных историй из мира искусства — в нашем телеграмеПерейти на t.me/non_critical