Вопрос, есть ли какой-то смысл в MBA, я встречаю часто. Я и сама его задавала, но ответа не получала ー и в итоге решила проверить сама и рассказать другим. В сентябре я закончила программу MBA и хочу поделиться своими инсайтами.
Училась я в Англии, в Университете Ноттингема. Далеко не Оксфорд и не Уорвик, но тоже неплох: топ-100 лучших университетов мира. Уточняю, потому что считается, что чем выше рейтинг университета ー тем «качественнее» студенты и круче программа. Но слышала от знакомых, что мой опыт не сильно отличается от опыта как аналогичных британских вузов, так и российских бизнес-программ. Из чего я делаю вывод, что костяк, наполнение и сложность MBA везде примерно одинаковы, независимо от школы.
Я училась на General MBA ー то есть это неспециализированная программа для «молодых» менеджеров, фулл-тайм и однолетняя. Последний пункт особенно красноречив, потому что в США MBA длится два года. При том же наполнении. Одним словом, это был скорее интенсивный интенсив.
А теперь инсайты.
1. Всё что угодно можно запихнуть во фреймворк
Как-то услышала, что MBA учит системному мышлению. Это не так: скорее она учит механической систематизации.
За год нас обучили сотням научных теорий и тому, как любую проблему можно препарировать с помощью сотен же «фреймворков» ー моделей, схем, шаблонов анализа. Твою работу оценят в соответствии с тем, не только насколько глубок твой анализ и как многочисленны твои рекомендации, но и насколько это всё вписывается во фреймворк.
Так и правда проще ー когда всё что угодно можно разложить по заранее прибитым полочкам: сразу видно при анализе, какие аспекты ты упускаешь. А когда знаешь несколько фреймворков, то можешь одну проблему еще и посмотреть под разными углами. Это колоссально расширяет кругозор. Но задача MBA ー не расширить твой кругозор…
2. MBA не готовит менеджеров или предпринимателей, она готовит консультантов
Вся суть обучения сводится не к тому, чтобы научить справляться с трудностями самому, а к тому, чтобы помогать в этом заказчику. Типичная задача для зачета: выберите компанию и проблему в ней, проанализируйте проблему с помощью теорий, выдайте рекомендации. Неудивительно, что половина студентов ー это молодые консультанты из агентств, включая Deloitte и EY. Для них MBA ー это единственный способ подняться по карьерной лестнице.
3. До MBA я не знала, что такое по-настоящему «жесткие временные рамки»
Для ребят-консультантов темп учебы не был особенно удивительным: они привыкли к работе в формате «сегодня бриф ー через три дня стратегия». Я же долго работала в ламповом айти: да, бывало плотненько, но ты всегда знаешь, что у тебя есть выходные.
На MBA выходных нет. Ну, то есть они формально-то есть, но на них ты доделываешь то, чего не успеваешь после шести часов лекций, групповых проектов, чтения десятка научных статей к завтрашней лекции и попыток сочинить курсовик.
4. MBA ー отличный способ избавиться от перфекционизма
Идеальный студент MBA ー это амбициозный лидер с документально подтвержденными достижениями и ярко выраженными способностями к нетворкингу. Это реальные требования на входе. Надо ли говорить, что на курсе было много перфекционистов (включая меня). А при таком темпе, как я описала в п.3., результат не получался не то что идеальным ー он не получался даже хорошим.
Для многих это стало испытанием: тяжело признать, что тебе никак не удается показать класс. Ты просто летишь вперед, не разбирая и не разбираясь, что там попадается по пути. Придумать, разработать и запитчить новую бизнес-идею за четыре дня? Нарисовать новую стратегию компании за три дня? Построить на Питоне регрессионную модель прогноза заполняемости номеров в отеле и презентовать ее командой? Да легко. Даже, если никто в команде не знает Питона.
И в конечном итоге меня такой подход спас. Главный принцип, которому нас научили, ー если не успеваешь закончить, сдай хоть что-то. Вместе с пандемией мне это помогло полностью переосмыслить свое отношение к неопределенности и достигаторству: маленький неидеальный результат всегда лучше, чем никакой. Всегда лучше двигаться вперед, чем сидеть и ждать удачных обстоятельств или убиваться, что ты не на самой высокой высоте.
5. Чтобы получить пользу от учебы, нужно принять свое невежество
«Ничего не понимаю: я запустил два стартапа / я был успешным менеджером / у меня 20 лет предпринимательского опыта, а теперь я никак не могу набрать выше 60 баллов ー я что, тупой?!» ー это был довольно частый вопрос на программе. Потому что картина мира ломалась полностью: я не подумала заранее, что MBA ー это глубоко академическая университетская программа, а мы все ー просто студенты.
Будь ты хоть бывший сотрудник казначейства Саудовской Аравии, хоть миллионер-инвестор из Китая, хоть сертифицированный бухгалтер EY ー это вообще не важно, вы все равны перед тем, насколько библиографический список в конце вашего курсовика соответствует Гарвардскому стилю оформления библиографических списков.
В итоге, получилась интересная ситуация: ты такой умный, взрослый, ты часто повторяешь: «Мне не рассказывают здесь ничего нового, я всё это знаю» ー но на зачете ты со своими знаниями и 15+ годами опыта упорно не можешь угодить кафедре, а из фидбека неизменно узнаешь о куче своих недоработок. Ты постепенно начинаешь сомневаться в своих способностях: может, я действительно идиот, просто все стеснялись мне об этом сказать раньше?
Кстати, мне рассказывали, как рыдали на курсе некоторые участники российских бизнес-программ, так что это общий подход. И как объясняли кураторы этих программ: строгие критерии оценки и жесткий фидбек ー это способ сбить со студентов спесь.
В какой-то момент нужно просто признаться себе в том, что вот сейчас, в этих обстоятельствах ты действительно идиот. Хотя бы потому, что никак не примешь правил игры. Но как только ты перестанешь высокомерно брыкаться и впустишь в себя контент, даже тот, в котором, по-твоему, нет новизны, ー жизнь изменится. Ты начнешь воспринимать информацию и получать инсайты. Теперь я уверена, что такой подход справедлив вообще для любого обучения.
6. Продуктивно взаимодействовать можно с любым человеком
Страшный сон многих на MBA и других бизнес-курсах ー это групповая работа. Тебя определяют в команду, и вы вместе делаете групповые проекты по разным модулям. 12 модулей ー 12 групповых проектов. В первом семестре команда одна, во втором ー своя под каждый проект. Оценка у группы одна на всех.
При этом MBA слабо похожа на реальный мир: в настоящих проектах из шести человек не бывает шести лидеров. А если и бывает, то у них, как правило, есть главный лидер и четкие роли. Но людей на MBA отбирают по одинаковым критериям. И вот вы попадаете в команду, а там все ー лидеры. И все хотят рулить. И задачу ты никому поставить не можешь ー ты ж не начальник. И уволить не можешь. И уволиться ー тоже.
Ох и много копий там было сломано, но, к счастью, не зря: мы научились разговаривать и давать друг другу фидбек, мы научились аргументировать и убеждать. Мы приняли, что мы в буквальном смысле в одной лодке и гребем к общей цели ー и у нас стали получаться по-настоящему драйвовые командные проекты, которыми я до сих пор горжусь.
7. Учиться бизнес-администрированию надо там, где живешь и работаешь
Я не планировала оставаться в Англии ни в начале, ни в конце программы. Но российскую программу перед этим я тем не менее никогда не рассматривала: мне казалось, что у нас не умеют учить управлению так, как на Западе. Ну и плюс, западная степень MBA ー это же так круто…
Что я знаю и понимаю сейчас. Во-первых, MBA ー это для России все еще редкость. И круто это только для тех, кто понимает, какую ценность оно может принести бизнесу. Стартапу такой выпускник не принесет ничего (если он не фаундер). Крупной компании ー если только у него есть опыт. Ну и потом: любое бизнес-обучение построено на разборе и анализе кейсов. И кому здесь нужны твои иностранные кейсы?
Сколько должен получать выпускник MBA, в России тоже внятного понимания нет. На Западе есть: они придумали MBA ー они знают, что с ней делать. В одной крошечной Великобритании 132 MBA-программы, и каждая выпускает несколько десятков магистров. Итого ー больше 5500 выпускников с этой степенью в год.
Наконец, MBA ー это прежде всего комьюнити, это знакомства, нетворкинг. И это комьюнити должно быть, конечно, по месту жительства и бизнеса.
И напоследок комментарий про то, чему могут или не могут научить в российских бизнес-школах. После возвращения мне попался кусок курса одной хорошей российской бизнес-школы по стартапам. Кусок достаточно объемный, чтобы сделать вывод о качестве обучения. Вывод такой: это был самый релевантный и вдохновляющий курс из всех, что мне попадались в жизни. Конечно, контент упал на благодатную почву: у меня уже была база и конкретный запрос. И тем не менее.
Выводы
- MBA, несомненно, того стоит, и я ни секунды не жалею об этом опыте. Но курс слишком сложный и ресурсоемкий (и в плане денег, и в плане времени, и в плане энергии). Executive MBA ー вполне себе альтернатива фулл-тайму, но в такое разорванное и размазанное по времени обучение я верю меньше.
- На MBA свет не сошелся клином: есть т.н. мини-MBA, есть специализированные программы, есть интенсивы для стартапов и проч. Сейчас понимаю, что чем курс уже специализирован, тем он ценнее.
- В целом я горячо рекомендую проходить минимальное бизнес-обучение всем начинающим предпринимателям или средним менеджерам, и даже не важно, от какой школы в какой стране. Учиться вообще полезно. Главное ー четко сформулировать запрос.
- У некоторых программ есть гласный или негласный возрастной ценз: считается, что после определенного возраста у человека уже достаточно собственных знаний и опыта, и бизнес-школа его уже ничему не научит. Так что для действительно крупных предпринимателей и менеджеров MBA и проч. чаще всего не актуальны.
- Никакая зарубежная MBA не объяснит тебе, какой из семи признаков агента выбрать при настройке ККТ и где найти патентного поверенного.