Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя
Сознание - wron.wordpress.com  · 21 нояб 2021

Кому нужны определения слов и для чего они?

Умеем ли мы говорить?
Когда-то в молодости услышав некоторые разговоры я удивлялся, как же так можно связывать слова, как можно так говорить? Но позже понял, что изменить других не в моих силах, а значит надо менять себя и своё отношение к внешним моментам в жизни.
Слов в русском языке очень много. Большой академический словарь из 17 томов зафиксировал 131 257 слов, но это только слова литературного языка. Если к ним еще добавить и диалектные слова, то получится уже около 400 000 слов.
Кто-то скажет, как же их все можно изучить и научиться применять в правильной связке?
Говорят, что лексикон образованного человека составляет в среднем в 5-10 тысяч слов. Но и здесь есть свои вершины. Например, в «Словаре языка Пушкина» в 4-х томах зафиксирован непревзойденный пока показатель — 24 тысячи слов.
Где-то, когда-то читал, что в повседневном общении «средний» человек использует около трёхсот слов. Сейчас пишут, что взpocлoмy чeлoвeкy в oбычнoй жизни в тeчeниe дня мoжeт xвaтить тыcячи cлoв, ecли eгo пpoфeccиoнaльнaя дeятeльнocть нe cвязaнa c oбщeниeм. Ho этo – кpaйний вapиaнт. Для пoлнoцeннoгo oбщeния тpeбyeтcя нe мeнee двyx тыcяч. У пpoфeccиoнaлoв в paзныx oблacтяx дoбaвляeтcя eщe пoлтopы – двe тыcячи cпeциaльныx тepминoв.
Думаю, что главное не в том сколько ты слов знаешь, а какой смысл вложен в них и какой смысл вкладываешь в них ты. Главное — это понять для чего ты их применяешь. Не секрет, что некоторые общеизвестные слова или слова, которые вы применяете на практике могут пониматься людьми иначе или слушающий может пропускать их стараясь понять общий смысл вашего монолога.
Иногда слушающий может закрыть слуховое восприятие от вас, но в дружественных целях не показывать этого, подтверждая вам кивками головы, что он слышит вас. Вопрос, понимает ли он о чём вы говорите? Какой результат хотите получить вы, когда приняли постулат монолога и пытаетесь навязать своё мнение человеку? Проверенно практикой, что результат будет обратный тому, чего вы добиваетесь.
Необходимо понять, что слово — это передача информации личностью отдельными звуковыми формами, в результате прохождения воздуха через голосовые связки тела человека.
Извлекать звуки похожие на голос человека могут животные и птицы, но вы же не хотите быть подобными попугаю, который произносит, «развитие» или «сознание». Он то не понимает смысла этих звуков для человека. Он вкладывает в них свой смысл. Какой? Это зависит от личности, которая управляет в данный момент белковым скафандром, по человеческому определению — «попугай».
Когда человек не гонится за простым общением, а старается понять собеседника или раскрыть важное в исследовательских темах, необходимо подумать, какие определения важны и какие слова многозначны. Человек может не понимать или его личные определения каких-то слов могут быть не похожи на ваши.
Определение — это объяснение раскрывающее, разъясняющее, какой смысл вложен был человеком в эту звуковую форму передачи информации. Я уже неоднократно сталкивался с таким мнением, когда человек говорит, «зачем тебе определение, ты же и сам знаешь».
Бывают моменты, когда два человека встретившись через много лет в беседах применяют слова, которые когда-то были общими, но прошли годы и значения слов могли поменяться. Такое бывает. В конструктивной беседе необходимо договориться о ключевых определениях для общего понимания. Думаю, хорошо бы в нашей практике закрепить это начало в беседах.
Для чего нужны определения?
Первичная задача определения — дать понять собеседнику и другим слушателям или читателям о чем вообще идет речь, что ты имеешь в виду. Не ждите пока от вас будут требовать определения. Этого может не случится. Это нужно прежде всего вам, чтобы ваши слова не были превратно истолкованы. А уж о том, чтобы вас поняли без определений можно просто забыть.
Думаю, что это важно не только для конструктивного исследовательского разговора, но и для прояснения сложных вопросов. Разумеется, не для усложнения простого вопроса, как иногда, некоторые думают. Пусть определений будет несколько и они несовершенны, но ваше начало в исследованиях положено.
Это необходимо вам в первую очередь. Определение может быть качественным в случае если человек до этого много обдумывал тему, тем более обсуждал её с другими. В качестве основы может быть взято чужое определение или вообще скопировано. В последнем случае определение должно быть осмысленно и осознанно, чтобы стать своим.
Порой говорят, что нельзя понять, что вложено в слово или их сочетание не усвоив всю систему, которая раскрывается перед тобой. В данном случае можно сказать, что только качественные определения некоторых слов или их сочетаний открывают путь к пониманию системы в целом. А дальнейшее, это уже за тем кто хочет понять. И это конечно же мыслительный или исследовательский процесс без которого невозможно развитие личности.
Определение похоже на мост между понятным и закрытым.
Иногда можно «увидеть», что слово, по поводу которого, когда-то испытывал недоумение становится не только своим, знакомым, а даже удобным для использования.
Иногда у собеседника может возникнуть иллюзия бесконечных вопросов, когда спрашиваешь у него определения на его слова или их сочетание из услышанного всего лишь одного определения, в котором заложено много понятий или они некорректны. И эти вопросы не для придирки к словам или показать свой уровень, а чтобы определение стало более объективно и несло полезную информацию.
Некоторые из чувственной дружественности делают вид, что всё в порядке, но для развития двух сторон, лучше разобраться в определении. Иначе такая цепочка «дружественного безразличия» может тянуться долго.
Суть определения состоит в конкретизации значения слова либо связки нескольких слов. Важно понять, что непонятное — лучше объяснять через понятное. Это похоже на икс в математической формуле, искомое. Чтобы понять, что подразумевается под словом, применяемые слова для объяснения должны быть максимально ясны.
Недостаточно просто дать определение, нужно дать «работающее», корректное, объясняющее определение. Если старается объясняющий, а спрашивающий хочет понять, то у спрашивающего вопросы после получения определения обычно отпадают.
Когда пытаются непонятное определить через непонятное — проблема не только не исчезнет, она усугубляется.
Так появляется псевдопонимание, некорректное или ложное. Чтобы избежать недоразумений достаточно использовать привычные слова. Либо пояснить в дополняющей фразе недостаточно ясное слово определения. Хорошо бы применять и примеры в объяснениях. Но бывает так, что знаний в каком-то вопросе недостаточно, и человек считает, что проскочет или, как говорят, «прорвёмся».
Иногда, все старания — для вашего собеседника не попадают в цель, он не хочет их слушать, он начинает или продолжает спорить с вами. Диалога нет, есть спор. Возможно, ваш собеседник старается поймать вас на ошибке и считает, что только бы делалось это вежливо. Он считает, что может помочь вам изменить своё мнение, считая ваше мнение ошибочным.
Неверные определения
Думаю, что определением не является перечисление ряда аналогичных вещей или явлений. Даже сотню вещей перечислите — это не имеет никакого отношения к определению. А ведь такие «определения» зачастую можно вычитать даже в солидных академических энциклопедиях. С такими «определениями» и спорить невозможно, потому, что они попросту определениями не являются. Пример, представьте что вы просите человека хорошо знакомого с рыбой определить, что такое рыба, а он начнет перечислять: семга, ставрида, сельдь, горбуша… Как? Вы ещё не поняли, что такое рыба? Но это не худший случай.
Худшее — это когда вы даете нормальное, правильное определение, а вам говорят, «я не понимаю, это слишком абстрактно. Перечислите, о чем вы говорите?» Перечисление примеров может быть полезно — но лишь в качестве иллюстративного материала для определения, но не его замены. Откуда же идет такая ошибка? Из другой ошибки зафиксированной в старых учебниках логики, когда определение дается через родовую принадлежность.
В 18-19 веках человечество было охвачено манией классификаторства и этот ещё не до конца изжито ни в науке, ни в обыденном «сознании». Человеку кажется, что понять, определить — значит отнести к какому-то классу или подклассу. На самом же деле классификация удобна, но ничего не объясняет.
Не только отдельные люди, целые «науки» базируются на классификации — психология, к примеру. Классификация без понимания похожа на детскую игру в кубики. Определять что-либо в разговоре через «род» — это хорошо, если говорится об уже изученных и неподлежащих спору вещах (та же классификация животных видов). Тот, кто определяет понятие через «род» — попросту уходит от определения, подменяя его. Это уже нечто иное, не определение, даже если по содержанию сказанное верно.
Определение всегда объясняет слово и делает его значимым.
Это не так сложно делать если выработать соответствующий навык. Хотите заниматься исследованием или даже уяснить для себя сложную мировоззренческую проблему — необходимо учиться давать определения. Так, чтобы они проясняли понятие и для вас и для другого.
Надеюсь, в этой статье я хоть немного помог вам разобраться в достаточно запутанной проблеме словесного «плетения» и немного помог вам углубится в исследования для серьёзных разговоров. Ведь не все честно пользуются своими навыками, и нам, иногда приходится как бы «защищаться», расплетая слова и разгадывая скрытый подвох.