На повестке дня были страхи молодых спортсменов. И встал вопрос о тревогах, непосредственно страхах и о эмоциях.
Тревоги - это "про будущее", про состояние, когда мы ещё не начали что-то делать, когда формируется готовность и выстраиваются ожидания и последствия.
Страхи оценок, публики, ошибок, наказаний - это "из прошлого", нам их "кладут" в наш рюкзак опыта и потом они вмешиваются так или иначе в нашу деятельность.
Эмоции - это "при настоящее", это реакции, которые сложные на физиологическом уровне, которые отражаются и имеют последствия в межличностном пространстве.
Всплыло замечание "А зачем вообще спортсмену эмоции, у него четкая механика действий, последовательная программа и проч и проч".
Но всегда всё сложнее.
У большинства спортсменов был отмечен низкий уровень эмоционального интеллекта, вплоть до алекситимии (отсутствия способности оценивать и выражать свои эмоции и чувства), что негативно сказывается на всей спортивной деятельности и, вцелом, на качестве жизни молодых дарований. Молодые люди не способны уловить, оценить, даже сформулировать и выразить свои эмоции, описать переживания. Но ведь это не значит, что их нет. Каждый из нас реагирует на окружающие события, если мы не выражаем оценок вербально, то тело всегда даёт ответ. А в случае неосознанности, несформулииованности и неотрегированности эмоции, она идёт вовнутрь, в тело, в органы, в мышцы. Тут и панические атаки с трудностями в дыхании и с пульсом, рядом мышечные зажимы и спазмы, дальше по списку могут быть мигренозные боли и хронические атаки на внутренние органы.
И работа с эмоциями становится важным элементом консультирования и подготовки атлетов:
👩🏼🎓просвещение об эмоциональной компоненте личности;
🎯 развитие самосознания и рефлексии своих настроений и эмоций;
🏋🏻отработка навыков регуляции эмоциональных состояний;
✅️совершенствование программы подготовки атлетов к соревнованиям.
Многоаспектный подход к работе с молодыми спортсменами (хотя на самом деле не только с ними), позволяет подготовить и развить их, чтобы к выходу "на ковер" они были в готовности к выполнению своей функции, к отработке программы, работе как слаженный механизм по чёткому алгоритму и при этом их не тянул "рюкзак" со страхами, не беспокоили тревоги, а оценки остались за пределами процесса выполнения задачи.