Я закончила бакалавриат по направлению история искусства, учусь в магистратуре.
Участвую... · 17 нояб 2021
Культовое деревянное зодчество Русского Севера. Неужели нечего почитать?
Почему эта тема опасная и почему поначалу может сложиться впечатление, что читать нечего. Дело в том, что исследование деревянного зодчества началось в XIX веке на волне интереса к родной истории, к прошлому своей страны. Это время историзма в архитектуре, возрождения традиций. это Абрамцевский кружок с возрождением ремесел.
Но кроме полезного собирания и накопления материала по деревянному зодчеству в конце XIX века в попытках его исследовать совершалась большая ошибка. На эту архитектуру смотрели предвзято, заранее приписывая ей несуществующие достоинства. Много писали об исконности, народности, самобытности. Этот восторг заслонял от исследователей истинные корни этой архитектуры, ее тесные связи с каменным строительством.
Более менее объективный взгляд на деревянное строительство можно найти в "Истории русского искусства Грабаря". Но поскольку это общий огромный труд, то не стоит рассчитывать на исчерпывающую или даже сколько-нибудь подробную информацию
Это время дало много материала экспедиций, фотографий и зарисовок памятников, некоторые из которых не дошли до наших дней. Таковы, например, зарисовки Билибина, Суслова.
Первой книгой такого рода, которая когда-то попала мне в руки было издание фотографий, сделанных епархиальным архитектором А.А. Катретниковым в его поездках по России. Книга сопровождалась его кратким очерком, рассказывавшим об основных типах культовых деревянных построек и их особенностях. Деревянное церковное строительство: (фотоальбом / фот. и авт. текста А. А. Каретников; (авт. вступ. ст. и сост. : Е. П. Бронникова); Арханг. обл. краеведч. музей.- Архангельск: ОАО "ИПП «Правда Севера», 2010
В.В. Суслов собрал немало материала в своих поездках по России, хотя его трактовки с высоты современных знаний иногда выглядят наивными.
"Очерки по истории древнерусского зодчества" СПб., 1889.
"Памятники древнего русского зодчества" Т. Т. 1-2. Изд. Имп. Академии художеств, 1895.
В Известиях Археологической комиссии (ИАК) можно найти фотографии и короткие сведения о памятниках, собранные в экспедициях комиссии. https://www.prlib.ru/section/1177039
Наиболее значительной работой этого времени стала книга Красовского "Деревянное зодчество". В ней он показал развитие деревянной культовой и светской архитектуры от древнейших времен до наших дней, исследовал приемы строительства. И, главное, собрал большое количество памятников.
Ту же тенденцию к прославлению народных традиций можно наблюдать и в советском искусствознании. Однако, она становится все более формальной, концентрируется в введениях. Ее можно легко отбросить. В это время появляется много работ описательного, собирательного характера. Это время накопления материала и информации. Так же это время популяризации деревянной архитектуры и издания большого количества иллюстрированных изданий популярного характера, представляющих красоту деревянных памятников. Например, книги А. В. Ополовникова: "Русь деревянная". М., Детгиз, 1970; "Сокровища Русского Севера" М., Стройиздат, 1989
Самой серьезной работой этого автора стал двухтомник Русское деревянное зодчество. Т. 1. Гражданское зодчество, Т. 2. Культовое зодчество. М., Искусство. В ней собраны все памятники, которые были обследованы автором в его экспедициях. В этой книге выдвигаются теории происхождения некоторых видов завершений деревянных храмов.
К таким же общим работам этого автора относится книга "Сокровища Русского Севера" М., Стройиздат, 1989.
В это же время (1960-1970-е г) начинается исследование деревянного зодчества через призму реставрации. Это позволяет углубить знания о технологиях постройки, дает новые возможности для датировки памятников. "Реставрация памятников деревянного зодчества" М., Стройиздат, 1974
Другой исследователь, много много сделавший для изучения культового деревянного зодчества это Вячеслав Петрович Орфинский.
У него есть общие работы описательного характера: "Деревянное зодчество Карелии" Л., 1972;
Но главный его вклад в изучение деревянного зодчества - это то, что он заложил основу и основные направления для изучения взаимовлияния архитектуры Новгорода и Русского Севера, он впервые акцентировал внимание на существовании архитектурных школ в деревянном зодчестве Русского Севера.
"Храмостроительные школы в народном деревянном зодчестве Русского Севера" - Материалы IV Международной конференции "Рябиниские чтения" 2003 г.
"Отголоски храмостроительных традиций Древнего Новгорода на восточной периферии бывшей Новгородской земли" - Материалы 2-й научной конференции, посвященной 775-летию крещения карелов. Петрозаводск, 2003.
Самый же важный труд данного ученого был написан в соавторстве с И.Е. Гришиной. Это книга "Типология деревянного зодчества Русского севера". В ней проделана огромная работа по классификации построек деревянного зодчества, разработана четкая, но при этом подвижная структура, позволяющая четко разделять архитектуру по типам, подтипам и видам. Это помогает яснее увидеть все трансформации, которые прошла деревянная архитектура Русского Севера, как менялись традиции, как сменяли друг друга разные виды завершений и конструкций.
Труды В.П. Орфинского заложили основу для работы ныне пишущего автора. которого я бы без преувеличения назвала главным на данный момент исследователем деревянного культового зодчества Руского Севера. Это архитектор А.Б Бодэ.
Он развил в своих книгах тему архитектурных школ в архитектуре Севера, сконцентрировавшись на Поонежской школе.
Деревянное зодчество Русского Севера: Архитектурная сокровищница Поонежья. М., 2005.
Кроме того он продолжил и исследование влияния Новгородских традиций на архитектуру Севера: Древние московские и новгородские корни в деревянном храмовом зодчестве Русского Севера, М.: Прогресс-традиция, 2019.
В соавторстве А.Б.Бодэ с О.А. Зининой, А.Ю Косенковым, В.А. Поповым была написана книга "Традиционное строительство из дерева и плотницкое мастерство" М.: 2019. Она очень важна для понимания основой терминологии и техники строительства деревянной архитектуры, без которого ее невозможно верно интерпретировать.
Кроме того под редакцией А.Б. Бодэ выходит сборник "Деревянное зодчество. Новые исследования и открытия", в котором можно найти и других современных исследователей деревянного зодчетства.
В данной статье я собрала все работы, которые считаю главными и опорными в изучении культового деревянного зодчество Русскго Севера. Ясно, что этот список не является исчерпывающим. Многие статьи, заметки вы можете найти в сборниках конференций, журналах.