Киберспорт — это соревнования в виртуальном пространстве, где спектр игры представляет собой взаимодействие объектов управления, обеспечивая равные условия для проведения турниров, состязаний в которых соревнуются команда с командой. Простыми словами, киберспорт это соревнование внутри компьютерной игры . В числе самых популярных киберспортивных дисциплин - трёхмерные шутеры (3D shooter), симулирующие бой между командами игроков на современном или фантастическом оружии, симуляторы спортивных игр (серия игр FIFA); стратегии в реальном времени (StarCraft) и командные ролевые игры с элементами тактико-стратегической игры (League of Legends, Dota 2).
Россия первая в мире страна, официально признавшая киберспорт видом спорта, произошло это 25 июля 2001 года. А Федерация компьютерного спорта России (ФКС) была основана ещё раньше — 24 марта 2000 года. Основной целью ФКС является развитие в стране компьютерного спорта как части международного спортивного движения и подготовку граждан страны к жизни в информационном обществе. Киберспорт как официальный вид спорта помимо России присутствует в таких странах, как США, Италия, Финляндия и во многих других странах.
Хотелось бы отметить, что не все компьютерные игры являются киберспортивными. Это нужно понимать, так как в киберспортивной игре должен обязательно присутствовать соревновательный момент, ну или как минимум проведение внутриигровых турниров от разработчиков.
По большому счёту, видом спорта признаётся та дисциплина, где есть соперничество между спортсменами. От этого стоит отталкиваться. Ведь мы знаем, что в таких популярных дисциплинах, как Dota 2 и CS:GO соперничество порой более захватывающие, напряженнее, чем в футболе или хоккее. Именно поэтому люди в мире разделились на два лагеря: те кто признаёт киберспорт видом спорта и те кто не признаёт. Всё кажется просто, у каждого своё мнение. Но почему они так думают?
Известный хоккеист, а также первый зам. председателя Комитета Госдумы по физической культуре, спорту, туризму и делам молодёжи Вячеслав Фетисов не считает киберспорт спортом. «Кроме того, я не поддерживаю идею признания киберспорта олимпийским, — говорит парламентарий. - Существуют другие виды игр и форматы турниров, и если так нужно, то следует сделать отдельную компьютерную Олимпиаду». Было бы странно, сомневается Фетисов, если кто-то получал бы олимпийские медали за игру на компьютере и становился олимпийским чемпионом, не вставая со стула.
Не уверен в светлом олимпийском будущем киберспорта и президент Международного олимпийского комитета Томас Бах. «Мы пока ещё не уверены на все сто, что киберспорт действительно является спортом, учитывая физическую активность и всё то, что требуется от дисциплины, чтобы она считалась спортом», — сказал он. Также Бах отметил, что пока в МОК не видят такой киберспортивной организации, которая заставила бы членов комитета поверить в то, что в рамках кибердисциплин уважаются правила и ценности Олимпиады.
Аргументы «против» основаны на классических представлениях о спорте и хорошо знакомы большинству современных людей. Как уже было сказано, согласно им, любой вид спорта должен подразумевать физическую активность и какие-то атлетические навыки, а не только интеллектуальную деятельность. Согласно этой точки зрения, киберспорт скорее правильнее было бы назвать просто «шоу».
Прекрасно известно, что киберспорт часто становится причиной склонности к малоподвижному образу жизни, набору лишнего веса и проблемам с социальными навыками. Кроме того, чтобы не отключиться во время многочасового марафона, многие геймеры подсаживаются на энергетики, алкоголь и прочие вредные вещества, стараясь поддержать уровень своей энергии. Это всё является плохой рекламой для детей и прямо противоречит классическим идеалам образа жизни спортсмена.
Некоторые говорят, что спорт — это то, где соперники соревнуются в реальном мире, а не дома, за компьютером, управляя персонажем из игры. Их понять можно. Когда ты отдал половину жизни тренировкам и сборам, а тут в 18-20 лет ребята выиграв очередной турнир по Dota 2 “The International” получают больше, чем ты за всю карьеру. Но в основном доводы таких людей крайне скудны. К примеру, шахматы тоже являются видом спорта, а в CS:GO или Dota 2 думать нужно не меньше, а даже больше. Поэтому люди, которые считают, что киберспортсмены не очень умны — глубоко заблуждаются. Они очень умные люди, просто мыслят и думают в другой плоскости, нежели другие люди.
Президент Федерации компьютерного спорта России Дмитрий Смит считает, что: «Киберспорт — это точно такой же вид спорта, как и любой другой, который называют традиционным. Это не соревнование человека с компьютером, это соревнование двух людей или команд, интеллектуальное состязание, в котором компьютер выступает в качестве спортивного инвентаря или турнирной площадки». Также Смит подчеркнул, что для этого игра должна обладать соревновательным элементом, быть короткосессионной, бессюжетной и обеспечивать равные условия для соревнующихся игроков. Поэтому в киберспорте соревнования проводятся примерно по 20 играм из сотен тысяч или даже миллионов существующих.
«Профессиональные киберспортсмены, соревнующиеся на мировом уровне, обязательно уделяют внимание своей физической форме. Победу от поражения может отделять миллисекунда, всё решают реакция и скорость мышления спортсмена, а высокого уровня этих параметров нельзя достичь без хорошего физического состояния и подготовки», — рассказал «Парламентской газете» генеральный менеджер известной российской киберспортивной команды Virtus.pro Роман Дворянкин. Киберспорт, соглашается он, это не тяжёлая атлетика или бег с препятствиями, но особых различий между ним и такими давно признанными видами спорта, как, например, шахматы или стрельба из лука, нет. Что касается психологического аспекта, то различия и вовсе отсутствуют. Киберспортсмены так же нацелены на победу, у них в наличии то, что называется спортивным духом, и, как любой другой вид спорта, киберспорт находится вне политики.
По словам Дмитрия Смита, мировая аудитория киберспорта превышает 230 миллионов человек, что вполне сравнимо с аудиторией других видов спорта, при этом ежегодно растёт на 10-20 процентов.
Российская команда Team Spirit
стала триумфатором
The International 10 — турнира, считающегося мировым первенством по Dota 2. За победу они получили 18,2 млн долларов, а общий призовой фонд турнира составил 40 млн долларов. The International 10 проходил с 7 по 17 октября 2021 г.в Бухаресте. После триумфа на чемпионате пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков еще раз сделал акцент на том, что компьютерные игры заслуживают того, чтобы «считаться настоящим видом спорта», он сказал: "Компьютерные игры, такие как Dota 2, претендуют на то, чтобы считаться настоящим видом спорта. Все развивается и, конечно, то, что раньше не могло называться спортом, сейчас уже претендует на то, чтобы становиться настоящим видом спорта. Кроме того, все эти новые явления в нашей жизни, по количеству болельщиков, последователей и так далее зачастую начинают превосходить традиционные виды спорта, поэтому нужно идти в ногу со временем и отдавать должное всем тем новациям, которые входят в нашу жизнь и прочно занимают в ней место."
«Я не разделяю взглядов, что киберспорт в перспективе может погубить футбол или хоккей, но в первую пятёрку самых популярных видов спорта в течение нескольких ближайших лет ему войти по силам», — уверен Роман Дворянкин. Привлекательность для инвесторов индустрии состоит и в том, что содержать киберспортивный клуб значительно проще, чем футбольную или хоккейную команду. При этом суммы спонсорских контрактов, если не брать во внимание крупные государственные компании, вполне сопоставимы. Так же, как и в обычном спорте, партнёрские отчисления являются основным источником дохода киберспортивных команд наряду с призовыми выплатами и поступлениями от продаж командной атрибутики.
Вообще, с каждым годом всё больше и больше стран заявляют, что киберспорт — официальный вид спорта! Эта тенденция позволяет киберспортсменам ставить себя в один ряд с футболистами, хоккеистами, боксёрами и прочими спортсменами своих стран. Глупо отрицать рост киберспортивного движения во всём мире. Большие турниры, огромные призовые, забитые под завязку стадионы — всё это атрибуты турниров по Dota 2 или CS:GO. Киберспорт стал видом спорта, который показывает стремительную динамику роста.
На территории России начали открываться школы киберспорта. Настанет тот день, когда страны, отрицавшие киберспорт, как вид спорта, изменят своё мнение. Ведь мир киберспорта прекрасен, поэтому давайте просто играть и наблюдать за тем, как он растёт!