Гиперадренокортицизм – эндокринная болезнь, связанная с определенными нарушениями выработки гормонов. Есть несколько форм, обусловленных отличающимися причинами и, соответственно, имеющими разное лечение и прогноз. Это заболевание, которое называют синдром Кушинга, опасно для собак всех пород, хотя некоторые из них более ему подвержены.
Причины развития синдрома Кушинга
Гиперадренокортицизм у собак развивается при чрезмерной выработке гормонов: кортизола надпочечниками либо адренокортикотропного – гипофизом. Название же «синдром Кушинга» часто используют для определения совокупности нарушений, спровоцированных хронически повышенным уровнем глюкокортикоидов, они же глюкокортикостероиды или ГКС. Хотя, по факту, «болезнь Кушинга» – это гиперадренокортицизм по причине повышенной выработки АКТГ (адренокортикотропного гормона) гипофизом.
При надпочечниковом происхождении болезнь в основном встречается у собак 11-12 лет, но диапазон возраста 7-16. Гипофизарный гиперадренокортицизм может появляться раньше – с 2 до 12 лет. Более ему подвержены таксы, пудели, стаффордширские терьеры, боксеры и джек рассел-терьеры. Но и другие породы не застрахованы от синдрома Кушинга. Так, у крупных, вес которых обычно свыше 20 кг, чаще диагностируются новообразования надпочечников.
В основном встречается гипофизарный гиперадренокортицизм.
Классификация
У собак диагностируются 3 формы синдрома Кушинга:
- Гипофизарный гиперадренокортицизм. Чаще всего причина в появлении новообразований. Зачастую это аденома гипофиза. Она начинает вырабатывать дополнительные объемы АКТГ, из-за чего и развивается хроническое увеличение ГКС.
- Первичный надпочечниковый гиперадренокортицизм. Зачастую причина – опухоль (одно- либо двусторонняя) надпочечников. Реже провоцируется структурным изменением – гиперплазией надпочечников неизвестного происхождения.
- Ятрогенный гиперадренокортицизм. Вторичное изменение, что провоцируется продолжительной гормональной терапией с большими дозами препаратов группы ГКС. Часто эта форма встречается у животных с аллергиями, которых бесконтрольно лечат гормонами в течение длительного времени.
Половой предрасположенности у синдрома Кушинга – конкретно гипофизарного гиперадренокортицизма, не установлено. А вот в случае надпочечникового происхождения болезнь чаще – 60-65%, диагностируют у сук.
Симптомы синдрома Кушинга у собак
Внешние признаки, указывающие на то, что собака больна синдромом Кушинга проявляются не сразу. И по ним нельзя определить надпочечниковая или гипофизарная форма у животного. Основными симптомами являются:
● сильная жажда – полидипсия, питомец пьет больше, чем обычно;
● повышенное или частое мочеиспускание – полиурия;
● повышенный, а не просто хороший, аппетит – полифагия, когда питомец ест все, даже то, что раньше не переносил;
● ожирение;
● мышечная слабость – гипотрофия;
● провисание живота, собака выглядит «пузатой»;
● учащенное и шумное дыхание;
● аммиачный запах от животного;
● истончение кожи, зуд, появляются комедоны, трещины и эрозии, кальциноз;
● алопеция – шерсть начинает активно выпадать, в особенности – в районе живота;
● замедление регенерации – раны и синяки долго не заживают.
Со стороны половой системы возможно нарушение цикла у сук. У кобелей постепенно развивается атрофия семенников. Также есть ряд неврологических признаков:
● апатичность – снижение активности;
● депрессия – нарушения сна, агрессивность или пугливость, изменение поведения и типичных реакций питомца на раздражители;
● собака забывает команды;
● атаксия – нарушение координации движений;
● анизокория – размер зрачков отличается.
Важно!
Иногда у собак с синдромом Кушинга непроизвольно сокращаются мышцы и долго не расслабляются – состояние называют миотония. Оно может наблюдаться как на всех 4, так и только на задних конечностях.
Диагностика
Лишь на основании симптомов, пусть специфических и ярких, поставить диагноз нельзя. Потому ветеринарный врач проводит осмотр и назначает:
● клинический (общий) анализ крови;
● биохимический анализ крови;
● общий анализ мочи – для определения сопутствующих заболеваний;
● Определение уровня кортизола в моче;
● рентген или УЗИ брюшной полости;
● анализ крови на кортизол;
● КТ и МРТ – с их помощью диагностируют новообразования в структурах головного мозга.
Высокий уровень кортизола – еще не показатель синдрома Кушинга. Состояние может быть спровоцировано стрессом от непривычной обстановки, манипуляций, проводимых в ветеринарной клинике.
Для точной постановки диагноза делают специализированные тесты. К ним относят стимулирующую пробу с АКТГ и супрессивную – с низкой дозой дексаметазона. Также проводят эндокринологические тесты, которые помогают дифференцировать (определить точно) происхождение гиперадренокортицизма – гипофизарное или надпочечниковое. Но важно понимать, что эти пробы – с высокими дозами дексаметазона и определение эндогенного АКТГ, не используют для диагностики и контроля эффективности лечения синдрома Кушинга.
Лечение
После окончательной постановки диагноза ветеринарный врач эндокринолог назначает лечение. Оно может быть как консервативным – с помощью препаратов, так и хирургическим. Последний вариант выбирают редко.
При ятрогенном синдроме Кушинга предполагается плавная отмена гормональных препаратов, его спровоцировавших. Мониторинг эффективности осуществляется с помощью контрольных анализов.
Если случай сомнительный и не наблюдается характерной для гиперадренокортицизма клинической картины, только по результатам анализов лечение не назначают. Аналогичная ситуация при тяжелой почечной недостаточности. Во всех остальных случаях ветеринарный врач рекомендует лечение.
Медикаментозная терапия
Из препаратов ветеринарный врач обычно назначает Трилостан(Веторил) и Митотан. Схема приема и дозировка определяется специалистом в зависимости от индивидуальных показателей животного.
Для индивидуального подбора дозировки потребуется повторять тест с АКТГ через 7-14-30 дней после начала приема препаратов.
Есть и альтернативная схема лечения, при которой могут быть назначены препараты:
Кетоконазол;
L-депренил.
Такие препараты обычно рекомендуют в случаях, когда другого варианта нет. Это обусловлено не только вероятными побочными действиями, но и отсутствием эффекта в 20-50% случаев.
Хирургическое лечение
Хирургическое вмешательство обычно назначают при односторонней опухоли надпочечников. Однако оно несет риски – смертность в первые 2 недели послеоперационного периода может достигать до 78%. Поэтому очень часто как основной метод лечения выбирают именно медикаментозную терапию.
Удаление новообразований гипофиза подразумевает сложную операционную технику. Успешно завершаются – продолжительность жизни животного более 2 лет, около 86% вмешательств.
Прогноз
Правильный уход во время лечения и неукоснительное выполнение рекомендаций ветеринарного врача – залог улучшения состояния питомца. Может потребоваться изменение рациона собаки в соответствии с текущими потребностями организма, а также уход за повреждениями на коже.
В случае своевременного выявления ятрогенной формы, состояние собаки обычно стабилизируется. При надпочечниковом и гипофизарном гиперадренокортицизме нарушаются функции многих систем организма. Поэтому прогноз имеет зависимость от:
● возраста питомца;
● стадии болезни и ее причин;
● имеющихся осложнений.
Если владелец следует рекомендациям ветеринарного врача, питомец, в среднем, может прожить еще 2-2,5 года.
Существует ли профилактика
Специфических профилактических мер, направленных именно на предупреждение развития гиперадренокортицизма, нет. Можно только снизить вероятность синдрома Кушинга, если:
● не заниматься самолечением – при любых тревожных признаках обращаться к специалистам;
● соблюдать график диспансеризации;
● контролировать показатели кортизола, если питомец из зоны риска;
● обеспечить животному должный уход.
Установлено, что лечение синдрома Кушинга способно продлить жизнь собаки в разы и улучшить ее качество. Чем раньше диагностирован гиперадренокортицизм – тем больше времени питомец будет активным. Поэтому, если у владельца есть подозрения на синдром Кушинга у своей собаки, не нужно откладывать посещение ветеринарного врача. Своевременное обращение к
эндокринологам нашей клиники поможет не только рассеять сомнения, но и, в случае постановки этого диагноза, получить все необходимые рекомендации и назначения, чтобы питомец чувствовал себя как можно лучше.