В России давно уже сделана вакцина от коронавируса и процесс массовой вакцинации был запущен в декабре 2020 года. Тем не менее темпы вакцинации в России остаются весьма низкими (привито только 10 % населения на момент 22 мая 2021 года), и это гораздо, гораздо ниже, чем в других странах (кстати, за темпами вакцинации можно следить вот
тут).
Социологи Левада-центра* регулярно спрашивают россиян об их готовности вакцинироваться. Результаты опросов
не радуют: если в сентябре 2020 противников любой вакцинации от ковида было 54 %, то теперь, в апреле 2021 года, их стало уже 62%. Официальные лица, например, мэр Москвы Сергей Собянин, выражают недовольство этим фактом, и ходят слухи о готовящейся тотальной принудительной вакцинации.
Одно из популярных объяснений этому факту - в России очень много анти-прививочников. Но так ли это и почему они появляются?
В 1796 английский врач Эдвард Дженнер заметил, что молочницы, которые имеют дело с коровами, больными коровьей оспой, обрели иммунитет и к обычной оспе. Он провел эксперимент на мальчике, заразив его сначала коровьей оспой, потом настоящей. Мальчик обрел иммунитет и это было начало массовой вакцинации. Но вместе со сторонниками вакцинации сразу же появились первые общества противников прививок: "Анти-вакцинационное общество" (1798) и "Общество освобождения от обязательных прививок" (1800). Аргументы были практически такие же, как и сейчас: во-первых, нельзя человеку прививать что-то от животных, во-вторых, вакцины вредны сами по себе, а в третьих, вакцинация нарушает гражданские права.
С тех пор противников вакцин было много в самых разных странах. Общее объяснение для возникновения этого феномена: мол, это люди, не имеющие достаточных медицинских и биологических знаний, плохо разбирающиеся в науке. Однако этот аргумент плохо работает, хотя бы потому, что другие люди, также не разбирающиеся в медицине и биологии, отлично вакцинируются. Так в чем же дело?
На эти вопросы отвечают социологи и социальные антропологи. Канадский фольклорист и социальный антрополог Андреа Китта много лет изучала отношение представителей канадского среднего класса к прививкам. И основной вывод, который можно сделать из ее замечательной
книги 2012 года - отказ от прививок есть результат недоверия к государственной медицине и медицинской официальной пропаганде в отношении прививок. Канадские родители (как и многие родители в других странах) пытаются быть "сверхродителями", в том числе узнать все про прививки, предугадать все опасности. Не имея соответствующих знаний, они пытаются погрузиться в изучение вопроса о прививках самостоятельно, а когда приходят со своими сомнениями к медицинским сотрудникам, те их, выражаясь простыми словами, посылают, не тратя время на долгие разубеждения. В конце концов из кабинета врача человек выходит убежденным анти-прививочником.
Нечто подобное имеет место и в России. Российская неготовность сделать прививку коррелирует с несколькими факторами (среди которых - возраст и наличие заболевших среди близких родственников). Но есть и еще два фактора - это недоверие к медицинским институтам и недоверие к власти .
В апреле 2020 года, когда в России началась эпидемия,
был проведен социологический опрос о доверии медицине среди россиян. 37% доверяют врачам в целом, и 67% - только знакомым врачам.
Опрос, проведенный социологами Павлом Степанцовым и Александром Вилейкисом в конце марта 2020 года, показал, что россияне, столкнувшись с новой угрозой, предпочитают рассчитывать на себя (40%) или на коллективную ответственность (37%), которая может уберечь от заражения. На государство в борьбе с пандемией надеются только 9%, а на медицину - 12%.
Оказывается, что доверие/недоверие к власти оказывается в фактором, в какой-то мере предсказывающим готовность сделать прививку. Согласно
апрельскому опросу Левады-центра, сторонники Владимира Путина в три раза охотнее соглашаются сделать прививку, чем люди с оппозиционными взглядами. Отметим, что среди последних много недоверия именно к отечественной вакцине Спутник".
Сравнительные социологические исследования показывают, что Россия - лидер по количеству отказа от прививок. Специалисты по медицинской социологии в июне 2020 года
опросили 13429 респондентов в 19 странах - они интересовались не только готовностью вакцинироваться, но и тем, как люди следуют медицинским рекомендациям и рекомендациям работодателей. Среди 19 стран Россия имеет самую высокую пропорцию негативных ответов на вопрос о готовности вакцинироваться (278 of 680 респондентов, 40.9%) и самую низкую пропорцию респондентов (среди других стран), которые готовы вакцинироваться после рекомендации работодателя (184 of 680, 27.1%).
Другими словами, можно очень аккуратно сказать, что людей в России с анти-прививочными взглядами не только много, но и возможно, больше, чем во многих других странах. И сюда по данным последнего исследования, гипотетическая всеобщая вакцинация может встретить немаленькое сопротивление.
*Левада-центр принудительно включен, как и многие другие фонды и СМИ, в число аноагентов