Есть теисты, есть атеисты, а есть нетеисты. Традиционные буддийские школы являются нетеистическими. Они не рассматривают божеств как основу или первопричину мира. Божества в буддизме — это формы существования ума. Любое существо в буддизме может при определённых условиях стать любым божеством, например, создателем какой-то вселенной. Это один из способов существования потока ума.
Сансара и нирвана в буддизме — это безначальные сферы бытия. Если попытаться разделить мир на базовые элементы (в буддизме называются дхармы), то можно выделить взаимообусловленные элементы и свободный элемент. Взаимообусловленные дхармы включаются в причинно-следственные отношения и составляют сферу сансары. Это мир изменяющихся, непостоянных, возникающих и исчезающих, движущихся явлений. Свободный элемент нирваны не участвует в причинно-следственных отношениях. Это мир, где нет никакого движения. Все существа состоят и из взаимообусловленных элементов, и из элемента нирваны. Этот свободный элемент проявляется как потенциал просветления. Этот потенциал есть у всего живого. В поздних школах это называется природа будды или татхагатагарбха.
Элемент нирваны в буддизме не является чем-то недоступным для познания, но для обычных существ он скрыт. Любой человек может раскрыть этот элемент путём отказа от ненависти, пристрастий и эгоцентричных иллюзий в ходе практики правильного сосредоточения ума. То есть, если есть какая-то граница между сансарой и нирваной, она находится в уме, и обусловлена как раз природой ума, принципом его работы, а не какими-либо внешними причинами, будь то теистическое божество-творец или какой-либо атеистический запредельный закон устройства мира.