Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Где проходит грань реализма в сознании верующего ученого?

Многие, если не большинство, ученых в России верующие или неопределившиеся. Конечно, многое зависит от вектора научного познания: история, философия, теология, литература - здесь больше преобладает дух теизма, чем у биологов, генетиков, физиков. Но как люди с высоким уровнем рационального и критического мышления проводят грань, разделяющую призвание и веру? Может, кто-то расскажет, где она?
РелигияУченыеВерующие
Александр Городничий
Атеизм сейчас
  · 14,5 K
Мои интересы лежат в области христианства, философии, русского языка и литературы.  · 5 июл 2021

Верующих учёных, действительно, много. Их было много в прежние времена, много и сейчас. И не только в России. Но, думаю, более подходящим ответом на Ваш вопрос будут слова нашего соотечественника профессора Сколтеха, РАН и МФТИ Артёма Оганова. В одном из интервью он так говорит о вере в Бога:

— Артём, Вера в Бога и наука, насколько они совместимы? Вы религиозный человек?

— Я человек верующий, но когда-то был атеистом. У разных людей разный опыт, который приводит их к тем или иным выводам о жизни, о мире. Можно быть верующим и заниматься наукой — тут никакого противоречия нет. Наука и религия изучают мир и человека, но в ортогональных направлениях. Наука изучает материальный мир, а религия — мир духовный, который не подлежит научному исследованию.

- Вы верующий человек и не скрываете своего отношения к религии. А как коллеги-ученые относятся к этому?

— Верующих ученых гораздо больше, чем вы думаете. А в истории науки верующих ученых было абсолютное большинство. Но быстрый научный прогресс может приводить к иллюзии того, что наука может все, и раз Бог не поддается научному изучению, то его нет. Как правило, наиболее активная область науки — самая «атеистичная». Лет 80 назад так было с физиками. Сейчас главные атеисты — биологи. Потом это проходит, как детская болезнь, и люди понимают, что на самом деле знают очень мало.

- Что скажете про гадалок, экстрасенсов, астрологов?

— Нет никаких причин верить в астрологию, это просто суеверие, лженаука. А колдовство и ясновидение меня вообще не интересуют. Потому не знаю, существуют они или нет.

- Как вы относитесь к креационистам?

— Те, кто считает, что бородатый дяденька волшебной палочкой взмахнул, и вся Вселенная появилась за семь дней, ошибаются. Тут науке есть что сказать, ведь изучением материального мира она как раз и занимается. Вселенная возникла 13,8 млрд лет назад в результате Большого Взрыва. Кстати, эту теорию предложил великий физик, бельгийский священник Жорж Анри Леметр. Бог создал законы, по которым мир развивается и пришел к нынешнему состоянию, с разумной жизнью и таким странным существом, как человек. Библия — не учебник физики или астрономии, она о другом: как и для чего жить.

- Что вы подразумеваете, когда говорите «бог»?

— Я не теолог и не философ, отвечу в меру своего ограниченного понимания. Бог не дядечка с бородой. Бог — это дух, сверхразум, создавший мир. Сам он не имеет начала, его никто не создавал. Но его след каждый из нас несет в себе в виде разума и совести.

- Возможно ли предположить механизм появления этого духа?

— Нет, это вне материального мира. Потому глупо изучать религию научными методами. Меня нельзя обвинить в том, что я преуменьшаю значение науки, но даже я скажу вам, что главное в жизни любого вменяемого человека — нематериальное. Душа, мечта, идеалы. Ни одно из этих понятий не является предметом изучения науки. Те, кто пытается использовать научный метод как универсальное средство для всех ситуаций, допускают такую же элементарную ошибку, как и те, кто использует Библию как учебник физики или астрономии. Ее не для этого писали, равно как и науку создавали не для изучения души. Даже между разными научными дисциплинами — возьмем точные и гуманитарные науки — резко различаются методы исследования и доказательства. Наука не является универсальным средством на все случаи жизни. Молоток не лучший инструмент, если вам нужно починить кран.

В России есть не только верующие учёные, но и учёные, имеющие духовный сан и продолжающие свою научную деятельность. Например, Константин Константинов - не только протоиерей храма Спаса Нерукотворного Образа на Конюшенной площади в Санкт-Петербурге, но и кандидат биологических наук, старший научный сотрудник Института экспериментальной медицины РАМН. Преподаёт биоэтику в Санкт-Петербургской Духовной Академии. В интернете есть ролики с его участием, где он тоже затрагивает проблему взаимодействия науки и религии.

Протоиерей Кирилл Копейкин - настоятель храмов святых апостолов Петра и Павла и святой мученицы Татьяны при Санкт-Петербургском государственном университете и в то же самое время кандидат физико-математических наук, занимающийся исследованиям в области квантовой механики. В сети также можно найти его лекции и выступления.

Известная во всём мире Татьяна Черниговская - нейролингвист, доктор биологических и филологических наук, член-корреспондент РАО, Заслуженный деятель высшего образования и Заслуженный деятель науки РФ говорит о себе как о верующем человеке и не видит в этом никакого противоречия с той научной деятельностью, которой занимается. Её лекции очень популярны в сети.

От себя добавлю, что я также не вижу никакого конфликта между рациональным и иррациональным способами познания мира. Просто это два разных пути, целью которых является одно и то же, и они могут прекрасно дополнять друг друга.

Отлично написано-и я так же думаю

  • профессора Сколтеха, РАН и МФТИ Артёма Оганова
Как следует из сказанного им далее, либо не умный, либо хитрый обманщик и конъюнктурщик. Возьму на карандаш, возглавлю ведомство, уволю к чертям! Нечего науку и все ведомство позорить!
  • а религия — мир духовный, который не подлежит научному исследованию.
Если нечто существует - оно может быть исследовано и должно быть исследовано научными методами, с целью получения знаний об этом. Научными методами нельзя изучать то, чего нет, что никак не проявляется и не действует в нашей реальности… Духовным миром обычно называют психические процессы в головном мозге - есть этология, психология, нейро-психология… К тому же, если у науки нет инструмента для изучения некоего мира, то его нет и не может быть у людей верующих… 
  • — Верующих ученых гораздо больше, чем вы думаете.
Печально, что в науке много некомпетентных людей или лицемеров. https://youtu.be/zSg9hjy5tyM
  • А в истории науки верующих ученых было абсолютное большинство. 
А как иначе, если за атеизм изгоняли или казнили??? 
  • Потом это проходит, как детская болезнь, и люди понимают, что на самом деле знают очень мало.
А о боге люди не знают вообще ничего, если он по определению верующих существо сверхъестественное. Нет инструментов для его познания. 
  • — Нет никаких причин верить в астрологию, это просто суеверие, лженаука. 
Эти же суеверия лежат в основе религии. И точно так нет причин верить в религии. Как ученый может не видеть, что разницы в форме суеверий нет??? 
  • А колдовство и ясновидение меня вообще не интересуют. Потому не знаю, существуют они или нет.
Как ученого могут не интересовать загадки и неизведанное? Нет у человека жажды познания. Профнепригодность… 
  • — Те, кто считает, что бородатый дяденька волшебной палочкой взмахнул, и вся Вселенная появилась за семь дней, ошибаются. 
А других книг у верующих нет. Про воскрешение в этой же книге… Если он согласен что в книге "Бытие" написана ложь, то ложь и во всем остальном. Так зачем в это верить? В Библию он не верит, а в бога верит… Красота… Тогда он Пантеист, может?
  • Библия — не учебник физики или астрономии, она о другом: как и для чего жить.
Нет, в библии полно житейских бытовых советов. Например, что надо всегда с собой совок носить, чтобы свои фекалии закапывать… Про то, что радуга - это не дисперсия света, а знак завета с богом… И т.д. Если библия ошибается в вопросах естественнонаучных, где она на 100% опровергнута, то как можно верить в оставшуюся часть о том "как жить нужно"? 
  • Сам он не имеет начала, его никто не создавал. 
Ну вот, явные антинаучные утверждения…
  • Но его след каждый из нас несет в себе в виде разума и совести.
Т.е. про этологию и нейропсихологию товарищ не слышал? 
  • что главное в жизни любого вменяемого человека — нематериальное. Душа, мечта, идеалы. 
Т.е. животные чувства и инстинкты производимые головным мозгом для регуляции поведения. 
  • Душа, мечта, идеалы. Ни одно из этих понятий не является предметом изучения науки.
Как я написал выше - ложь. Все что есть в человеке наукой изучается. Маркетологи и политики манипулируют и управляют мечтами и идеалами, душой занимаются психиатры и этологи. 
  •  Ее не для этого писали, равно как и науку создавали не для изучения души. 
И для "души" в том числе. 
  • Даже между разными научными дисциплинами — возьмем точные и гуманитарные науки — резко различаются методы исследования и доказательства
Потому что гуманитарные науки - это не совсем науки. Это науки "для девочек", в основе которых зачастую политика, манипуляции и прочая… 
  • Наука не является универсальным средством на все случаи жизни. Молоток не лучший инструмент, если вам нужно починить кран.
Нет иных инструментов познания кроме науки. Молоток и гаечный ключ инструменты одного рода, но под разное заточенные, как разные науки. 
  • Известная во всём мире Татьяна Черниговская
Спросите почему и во что она верит, и сразу поймете что она не верит в бога в религиозном смысле. Она верит в некий загранный смысл. Ну, такая вот надежа у нее. В воскресший труп она не верит.
  • От себя добавлю, что я также не вижу никакого конфликта между рациональным и иррациональным способами познания мира. Просто это два разных пути, целью которых является одно и то же, и они могут прекрасно дополнять друг друга.
Не существует никакого иррационального способа познания мира. Когда человек ковыряет в носу, и вдруг говорит, что труп воскрес - это не способ познания мира. Это фантазии или бред. Вы живете либо в реальности, либо вы вымышленном мире… Другого не дано. Блез Паскаль, когда уверовал, отказался от науки. Умный был дядька и четко осознавал о том, что это НЕСОВМЕСТИМЫЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ. И попы были вынуждены уговаривать его поработать научными методами (в чем он был хорош) на благо религии…     
Комментарий был удалён за нарушение правил

Геннадий Ру, согласна полностью и с Вами, и с Робертом Милликеном! Спасибо за прекрасное дополнение!

Русская Православная Церковь. Вера. Понемногу об Истине.  · 9 февр
Здесь секрет в том, что верующим человек становится, испытав опыт личной встречи с Богом. Для любого верующего Бог есть единственная Объективная и субъективная Реальность. Совершенная синергия абсолютной эссенции и абсолютной экзистенции. Верующий ученый понимает, что изучает, анализирует и систематизирует общие проявления Божественных законов. Об этом пишут все... Читать далее
1 эксперт согласен
Дмитрий. Т.
подтверждает
9 февраля
"Здесь секрет в том, что верующим человек становится, испытав опыт личной встречи с Богом". Вот то главное с чего... Читать дальше
Философия, богословие, история.  · 9 июл 2021
Настоящий ученый, ученый ВЫСШЕЙ ПРОБЫ, никогда не  будет говорить о грани между знанием и верой. Ибо во все, о чем мы самодовольно утверждаем "знаем", мы на самом деле ВЕРИМ. Верим с научной точки зрения. Что не только обосновано, но и ДОКАЗАНО. Теорема Геделя. В любой самой стройной системе доказательств, существует минимум одно положение, не доказуемое внутри данной... Читать далее
1 эксперт согласен
Valery Timin
подтверждает
4 декабря 2021
Доводы автора этого ответа соответствуют моим взглядам на веру и знания, как в области религии, так и науки. В... Читать дальше
Философия, богословие, история.  · 7 февр
Там  же где и у ученого атеиста. В месте где ничего нельзя доказать - а исключительно выбрать. Одну из двух  принципиально не доказуемых (естественно- научными методами) теорий структуры бытия.
Биолог. Специализация: зоология беспозвоночных, СТЭ, этология.  · 7 июл 2021
Есть два способа познания мира - рациональный и иррациональный Для учёного - ОБЫЧНО, характерен рациональный тип мышления. Но это для учёного-естественника. Гуманитарные науки, не следующие, безусловно, научному методу познания, и включающие множество СУБЪЕКТИВНЫХ положений и трактовок - вполне допускают наличие учёных с иррациональным типом мышления. Научный метод... Читать далее
1 эксперт согласен

Отвечающий является объектом вопроса. Раскрытый ответ. Приведены аргументы.

Автор книги "Как остаться инженером в век искусственного интеллекта"  · 6 сент 2021
В точности по границе его профессионализма.
Там где он пользуется научным методом познания и не влезает на территорию веры.
"Голова - предмет темный и исследованию не подлежит"
Делаю проект "Справочник базовых навыков". Предлагаю заполнить форму по ссылке: Перейти на forms.gle/AUgJWTBEpNUbZPuN6
Кандидат биологических наук. Академик МАНЭБ. Действительный член РГО.  · 10 февр  · orcid.org/0000-0003-0228-0387
А чем может помешать вера в бога научным исследованиям? Грегор Иоганн Мендель — чешско-австрийский биолог-генетик, монах-августинец, аббат. Основоположник учения о наследственности. Открытие им закономерностей наследования моногенных признаков стало первым шагом на пути к современной генетике.  Вера тем и отличается от науки, что можно верить во что угодно, а ставить... Читать далее
К.б.н., Академик МАНЭБ, Дейст. член РГО Бутаков Е.И. Перейти на m.facebook.com
Хватит уже обесценивать образное мышление, его надо развивать!  · 5 дек 2022
Согласно Леви-Брюлю, исследующему "первобытное мышление", и современному британскому психиатру Йену МакГилкристу, который 20 лет изучал томографические снимки головного мозга совместно со специалистами в области нейронаук, верующим свойственно особо развитое образное мышление. Однако, это не говорит о том, что у них не развито понятийное (логика). Только гармоничное... Читать далее
> Йену МакГилкристу, который 20 лет изучал томографические снимки головного мозга Не нашел ни одной научной работы... Читать дальше
Предприниматель — юриспруденция, менеджмент, психология, философия, атеизм.  · 4 февр
В сознании верующего ученого не существует общепризнанной границы между реализмом и верой, поскольку пересечение науки и религии является сугубо личным и индивидуальным делом. Для некоторых ученых их религиозные убеждения определяют их понимание мира природы, а для других их научное понимание определяет их религиозные убеждения. Для многих других они разделены и не... Читать далее
Преподаватель начальных классов.  · 12 февр
- Где проходит грань реализма в сознании верующего ученого? > Я бы таких позорной метлой гнал из науки за профнепригодность.  - Многие, если не большинство, ученых в России верующие или неопределившиеся. > Откуда статистика? Мне такая статистика неизвестна. Один нобелевский лауреат озвучивал противоположную точку зрения.  - Конечно, многое зависит от вектора научного... Читать далее
я бы только уточнил, что само по себе боговерие не подразумевает профнепригодность.