В обязанность каждого предпринимателя входит проверка тех, с кем он работает. И в проверке контрагента, должен быть заинтересован, в первую очередь, сам предприниматель, чтобы исключить всевозможные риски.
К примеру, если не проверить контрагента, у вас могут возникнуть проблемы с налоговой. И налоговую, в этом случае, будут интересовать ваши расходы, она снимет ваши вычеты по НДС, доначислит налоги и к тому же, выпишет штраф.
Вы сможете обелиться за работу с неблагонадежным контрагентом только в том случае, если у вас на руках есть все доказательства того, что вы сделали все, чтобы его проверить. Что взаимодействуя с ним вы преследовали исключительно деловую цель, сделка действительно была проведена и все обязательства были выполнены.
По мнению налоговой, до подписания договора с контрагентом, вы должны проверить полномочия руководителя этой компании и убедиться в том, что она сможет реализовать все договоренности с вами.
Четыре этапа проверки контрагента
- Запросите необходимую информацию от контрагента;
- Проверьте контрагента на сайте ФНС в бесплатном сервисе «Прозрачный бизнес»;
- У многих банков есть услуги по проверке контрагентов, как в качестве доп.опции, так и при заполнении платежного поручения.
- Проверяйте самостоятельно информацию с помощью доступных источников и на специальных сервисах.
Да, для работы с контрагентом вам необходимо собрать на него досье. И в этом случае вам нужно проверить:
• регистрацию и факт постановки на налоговый учёт;
• юридический и фактический адрес фирмы;
• полномочия руководителя;
• наличие производственных площадей, персонала, оборудования и т. д.;
• сайт и актуальность размещенной на нем информации;
• лицензии и членство в СРО;
• судебную практику в отношении возможного партнёра.
Что нужно знать про массовый адрес контрагента
Безусловно, собирая информацию о контрагенте, вы проверяете его адрес. И если вы обнаружите, что адрес массовый, то можете смело считать, что это признак неблагонадежности агента и в ваших интересах не совершать с ним ни какую сделку.
Но, интересный факт, в законе вы не найдете чёткого определения, что такое массовый адрес. В практике массовым адресом принято считать, если там зарегистрировано 10 и более юридических лиц (число устанавливает ФНС и оно разница в каждом регионе). В том случае, если вы не можете связаться с компанией по данному ей адресу, то он также считается массовым.
Бывает, что такая пометка о массовом адресе присваивается и законопослушным компаниям. Это случается, когда фирма зарегистрирована в крупном офисе или в документах есть какие-то неточности. Но даже эти доводы может не принять ФНС и из-за этого сделка может быть признана недействительной.
Как быть, если вам все-таки необходимо работать с контрагентом, чей адрес является массовым? В этом случае, готовьте документы, которые докажут реальность сделки.
Эксперты рекомендуют обозначать в договоре варианты связи с таким контрагентом. С помощью этого, вы имеете все шансы доказать, что были внимательны при проверке контрагента.