Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя
Кино- и театральный критик. Киноредактор. Публицист. Креативный писатель / редактор. Преп...  · 10 дек 2022  · dementsova.ru

Новая жизнь старого мифа

Помните старый анекдот? 
«- Как тебе Медуза Горгона?
- Так, на разок посмотреть.»
И совсем другое дело «Горгона Медуза. Репетиция с оркестром»  -  фильм Владимира Аленикова, который вы пропустили, а стоило бы пропустить его через себя. Не одноразовое кинотеатральное полотно.
Это удивительная история, переосмысляющая знаменитый миф и демонстрирующая его актуальность и в наше время. Без зауми и психоанализа, претензий и надменности. Это тот случай, когда будь вы знатоком Гомера и Овидия, вы не догадаетесь, чем закончится эта история. В основе фильма – одноименный спектакль режиссера из репертуара его авторского театра «ANTE» (в котором после просмотра вам остро захочется побывать). У театра пока нет постоянной прописки, но, надеюсь, в скором времени это досадное недоразумение будет исправлено. «Горгона Медуза» - спектакль в телеспектакле (или в теле спектакля?). Здесь существуют сразу две реальности – мифологического сюжета и театральной репетиции – и эти «предлагаемые обстоятельства» по ходу действия вторгаются друг в друга. Театральность здесь не зашифрована, напротив, обнажена: мы видим режиссерский стол, автора-постановщика, внимательно и критично оценивающего созданное им полотно, видим, как возникает спектакль во всех его технических частностях (свет, звук, реквизит), но в какой-то момент обе эти реальности смыкаются. Персонажи ведут игру по правилам античной трагедии пока исполнители их ролей, ведут свои партии глазами, полунамеками, жестами и эта параллельная игра оказывается чрезвычайно увлекательной. Как и авторский текст, сумевший подняться над «мифологией мифа» и взглянуть на него с позиции «альтернативной истории»… Это сюжет о том, как мог бы видоизмениться этот сюжет о жертвах и жертвенности, о выборе и судьбе, свободе и предопределенности. И все это под музыку, исполняемую камерным оркестром, участники которого играют не только музыкальные партии, но и роли… Миф, одетый в мрамор, здесь обрел плоть и кровь, чувство и стройную образность (минимальными, но точными художественными средствами). Окаменевший в веках сюжет о женщине, превращающей человека в камень, здесь оживили, приблизили к современности и освободили от котурнов.  «Горгону» интересно не только смотреть, но  и просто слушать. Как радиоспектакль. Но делать так все же не стоит, потому что тогда вы лишите себя удовольствия наблюдать за режиссером в пространстве собственного замысла. Это, правда, увлекательно. Прием, кажется, не новым («ничто не ново под луной»), но почему-то меня это тронуло более всего. В финале режиссер грозится устроить актерам «разбор полетов», но всем очевидно, что полет все-таки состоялся.  «Всем спасибо! Все свободны!». Если не за пределами сцены, то уж точно на территории режиссерского «мыследействия».
 Если вы хотите скрасить себе выходные и посмотреть что-то достойное всей семьей, то ответственно рекомендую. Ссылка на фильм-спектакль
Curtain time: Действия. Картины. Сцены. Явления. © Эмилия ДеменцоваПерейти на dementsova.ru