Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

В чем принципиальное различие между музеями классического и современного искусства?

Искусство и культура
Юлия Ц.
  · 3,9 K
Поэт, фотограф, создатель архива "Книжница". Изучаю историю искусства и ландшафтную...  · 25 окт 2017  · n-e-v-e-r-t-h-e-l-e-s-s.com

Музей классического искусства — это место для вещей, которые начались очень давно, и о которых мы многое знаем. Музей современного — это место для вещей, которые еще не придуманы.

1.

К примеру — такая банальная вещь, как рамы. Хотя музеи появились ещё в античности, большую часть истории картины висели почти исключительно в интерьерах церквей и частных домов. Следовательно, рамы подбирались не под картину, а под мебель — барокко к барокко, классицизм к классицизму. Старые продавались или выбрасывались. Как следствие, картины в оригинальных рамах встретить достаточно сложно — не в области светской живописи уж точно.

В музеях классического искусства рамы подбирают специально под картину и делают реплики соответствующего периода. На это, соответственно, нужны средства и специалисты — достаточно крупная рама может стоить до $60,000.

И так со всем. С постаментами, обоями, отделкой помещений и т.д. Если здание старое, и его уже не переделаешь, оно будет неизбежно нести свой собственный исторический контекст — тогда как новые здания строятся уже с определённой художественной задачей, под которую подгоняется всё вплоть до мелких деталей отделки.

Соответственно, кураторы и консультанты музеев классического искусства — это люди других специальностей, чем в музее современного— историки, археологи, специалисты по предметам своего периода. Благодаря концентрации специалистов музеи классического искусства попутно работают исследовательскими и образовательными центрами.

В этом контексте важно понимать то, что старый музей это не храм прошедшего — это храм дожившего.

2.

Музей современного искусства не похож на всё перечисленное практически ничем. Это храм текущего. Даже если большая часть работ уже принадлежит канону, музей современного искусства всегда находится скорее в настоящем и будущем, нежели в прошлом. И если классический музей занимается продолжением существующих положений, то современный создаёт новые.

Идеальным примером тут будет прошедший недавно фестиваль documenta 14, который раз в 4-5 лет занимает весь музейный округ Касселя. Всё пространство трансформируется под нужды конкретных работ, но никто заранее не знает, какие это будут работы. Если тот же MoMA выставляет работы в целом внутри уже существующего канона (от примерно 70-х и далее), и на совсем новое там отведены только два этажа, то documenta работает с историческими зданиями, где стены так удобно не раздвигаются, и работы в идеале будут собраны вокруг идеи, которая никогда еще не осуществлялась. Во всяком случае, не таким образом.

На последнем фестивале друг с другом соседствовали части рыболовных судов и огромной длины гобелен, пересказывающий истории колонизации дальнего севера, макет Парфенона из запрещенной литературы и целый этаж рисунков по мотивам различных эпизодов из истории русской литературы, зал с песнями на мёртвых языках, иконы 14-го века и планы по переустройству Освенцима.

У большинства этих работ нет формата, в котором они должны быть. Нет мебели, к которой они идут, нет рамы, которая к ним подходит. Их контексты часто труднодоступны, поскольку малоизвестны или умалчиваются по сей день. Часть из них переосмыслены самим появлением на фестивале.  

И всё это собирается вместе по принципу, который формулируется скорее в форме поставленного вопроса, нежели утверждения. Это не что-то, о чем мы все уже знаем, по крайней мере до тех пор, пока археологи не найдут что-то новое. Это что-то ещё не решившееся, но что возможно будет решено в будущем.

Соответственно, и состав кураторов в современке всегда немного другой. Это тоже люди, чьей основной областью будет история искусства, но второстепенные области будут другие — в литературе, философии, критике, культурологии, антропологии и т.д. Это люди, которым нужно анализировать текущее и собирать новое.

3.

В заключение нужно сказать, что время от времени эти роли частично пересекаются. К примеру, на авторских выставках в Kunsthistorisches в Вене современные художники курируют отдельную экспозицию из малоизвестных вещей в исторической коллекции. Другой пример — "парные" выставки в музее Мунка в Осло, где весь музей выставляет работы двух художников, один из которых — Мунк, а другим может быть кто угодно, с кем будет достаточно интересная перекличка.

Эти вещи существуют уже по каким-то своим "третьим" правилам. Этот формат еще пока что довольно сырой, и куда он пойдёт — пока неизвестно, но это один из самых интригующих форматов, которые на сегодняшний день есть.