Это самая старая из известных форм живописи, для которой используется сухая, отштукатуренная поверхность стены и краски на основе казеинового клея, древесной смолы, яичного белка или желтка («tempera»). В переводе с итальянского «al secco» означает «по сухому».
В отличие от «al fresco» (фресковая техника), «fresco secco» более быстрый способ росписи, позволяющий в процессе работы делать исправления, но, к сожалению, и менее долговечный. Рисунки, нанесенные на штукатурку, подвержены растрескиванию и естественному выгоранию, особенно, если речь идёт о прямых солнечных лучах.
Однако всегда есть исключения! Один из первых примеров в этой технике находится в пещере Шове-Пон-д’Арк (Ардеш) и его возраст составляет около тридцати шести тысяч лет.
Конечно, этот случай является беспрецедентным, поэтому, чтобы не нарушить влажность, правом доступа обладают лишь некоторые археологи и то на короткий промежуток времени.
Другие, не менее значимые шедевры:
«Христос Пантократор», около 1200 г., Брауншвейгский собор, г. Брауншвейг.
«Тайная вечеря» Леонардо да Винчи, выполненная в трапезной монастыря Санта-Мария-делле-Грацие, г. Милан.