Короткий ответ - разумеется, неправда.
Насколько я понимаю, речь идет о тесте Бехдель. Слово "тест" в названии на самом деле не вполне корректное - речь скорее идет о простой проверке. Чтобы пройти тест Бехдель, фильм должен соответствовать трем простым критериям:
Иметь как минимум двоих персонажей женского пола (иногда выдвигается дополнительный критерий - персонажи должны иметь имя),
которые разговаривают друг с другом...
...о чем-то, помимо мужчины.
Тест этот назван по имени художницы-автора комиксов Элисон Бехдель. Она сформулировала эти правила в одном из своих комиксов в 1985 году. Тест иногда также называют "Бехдель-Уоллас", так как Бехдель благодарит за идею свою подругу, каратистку Лиз Уоллас. А та, в свою очередь, ссылается на труды Вирджинии Вулф.
Но достаточно истории, вернемся к тесту. Я много раз видела, как люди возмущаются существованием теста Бехдель со словами "да зачем хорошему фильму какие-то разговаривающие телки".
Претензия эта совершенно несостоятельна. Во-первых, тест Бехдель не является нигде официальным законом и предназначен в основном для самостоятельного использования. Никто ни в одной из стран мира не запретит фильм, потому что тот не проходит тест Бехдель. А вот зрители могут выбрать не идти на такой фильм.
Почему не идти? Потому что (и это во-вторых), если фильм не о мужской тюрьме и в нем больше 5 человек, но при этом он не проходит такой простейший тест, как Бехдель, - то в большинстве случаев это значит, что фильм существенно искажает реальность. Потому что в настоящем мире женщин 50% от населения, мы везде, у нас есть имена, мы разговариваем друг с другом и в 90% случаев не о мужчинах. Помимо мужчин, мы разговариваем о политике, об учебе, о проблемах, о котах, о научной фантастике, о Пушкине (ладно, Пушкин мужчина) и так далее.
Если само наличие такого теста кажется вам излишним - вот немного статистики: согласно исследованиям, в самых кассовых американских фильмах с 1950 по 2006 год на один женский персонаж приходилось по два мужских (в жизни, напомню, соотношение примерно 1:1). При этом женщины в кино оказываются задействованы в постельных сценах в два раза чаще мужчин. Согласно другому исследованию, проведенному в 2014 году, среди 120 фильмов, выпущенных с 2010 по 2013 год, только 31% героев с именем были женщинами, и лишь в 23% фильмов женщина была протагонистом.
Еще раз подчеркну: так как в реальной жизни женщин не 30% населения, а также каждая женщина - протагонист собственной жизни, такое представление девушек в кино является очевидным перекосом. И тест Бехдель - не лимит, а всего лишь своеобразный градусник, инструмент для оценки текущей ситуации.
Для примера, вот список фильмов, которые проходят тест Бехдель: "Ультраамериканцы", "Мстители: Эра Альтрона", "Багровый пик", "Омерзительная восьмерка", "Безумный Макс: Дорога Ярости", "Криминальное чтиво" и многие другие. Полный список можно посмотреть здесь: bechdeltest.com В базе данных сайта свыше 6000 фильмов (и 57,7% проходят тест Бехдель).
p.s. разумеется, фильм может быть хорошим и при этом не проходить тест - как, например, "Бешеные псы" Квентина Тарантино (справедливости ради, из фильмов Квентина только два не проходят тест, зато почти в половине - женщины главные героини).
Уважаемый Нарек, цитату, пожалуйста, в который я говорю, что фильмы, не проходящие Бехдель, - "опрессивны и унизительны по отношению к женщинам"
"если фильм не о мужской тюрьме и в нем больше 5 человек, но при этом он не проходит такой простейший тест, как Бехдель, - то в большинстве случаев это значит, что фильм существенно искажает реальность."
А что плохого в искажении реальности в фильме? А если он про Бетмена?
И чтобы его пройти, достаточно не держать женщин за дур.
Какая связь между художественным произведением и тем, что "женщин держат за дур?"
Кто держит?
Автор (-ка)?
Павел Тихонов, а что в моём ответе навело вас на мысль, что я держу женщин за дур?
уважаемая Дарья, пожалуйста, не придуривайтесь. вы очевидно умный человек, проблема интересная и важная. давайте обсуждать по сути, а не соревноваться в остроумии и лингвистической гимнастике с целью победы в споре любым путем.
Я бы ещё добавила, что главная ценность теста Бехдель - не художественная оценка, а статистическая. Один хороший фильм не прошёл тест - ничего страшного. Два не прошли, три, четыре, десять, сто — уже есть о чём задуматься.
Дарья, ещё раз, кто держит женщин за дур?
Статистика - интересная вещь. Особенно "ложная корреляция". Если взять в расчёт жанры, очень популярные в период с 1950 до 2006 (боевики/ фильмы про войну), то соотношение 1 к 2 вполне очевидно объясняется. Или в фильмах про войну соотношение женских и мужских персонажей должно быть 1 к 1? "при том в 23% фильмов они были протагонистами" - круто звучит, но вот предыдущая фраза про 31% женских персонажей полностью делает несущественным этот момент. Или проблема в том, что женский персонаж редко бывает антагонистом?
Уж если и обращаться к статистике - делать это нужно правильно, потому что и между количеством пиратов и озоновых дыр есть зависимость
И еще. "При этом женщины в кино оказываются задействованы в постельных сценах в два раза чаще мужчин". Тут нужно уточнить или как-то поменять фразу, потому что следуя из вышесказанного соотношения "1 женский персонаж к 2 мужским", не видно никакой странности
Антон - почему странности не видно? Женщин в два раза меньше, но их в два раза чаще используют для постельных сцен. У зрителей создаётся связка: женщина только и делает, что занимается сексом. Таким образом, реальность искажается ещё раз. Ну это как если бы, например, показывали бы женщин в два раза чаще в роли учёных, или в роли менеджеров - получилось бы такое же искажение реальности ;)