Если раньше единственной целью бизнеса была максимизация прибыли, то теперь этого недостаточно — нужно делать вести дела экологично, ответственно, брать на себя социальные функции и т.п.
Но далеко не всегда бизнес сам осознает, что ему нужно ESG, даже наоборот — часто его подстегивают внешние факторы.
Сейчас к бизнесу предъявляют запрос на устойчивость сразу несколько стейкхолдеров: сотрудники, клиенты, конкуренты, инвесторы и государство. В зависимости от того, нас чем специализируется компания влияние этих групп интересантов будет разное.
Вкратце о каждом.
Сотрудникам важно работать в компании, где они не просто проводят по 9 часов в день, теперь они хотят приносить пользу и участвовать в чем-то важном. Если такой сотрудник (при прочих равных) будет выбирать между двумя идентичными должностями в разных компаниях, одна из которых просто производит йогурты, а другая производит не менее качественные йогурты, но в перерабатываемой упаковке, и сама же эту упаковку собирает, то по последним исследованиям HR-платформ соискатель охотнее отдаст предпочтение второму варианту. По данным опроса БФ «Система» среди студентов 16-23 лет одним из решающих факторов, после размера заработной платы, при выборе работодателя является социальная ответственность компании.
Такой ответ дали 37, 5% респондентов. А еще часто именно конкретные пассионарные сотрудники изнутри начинают маленькие изменения вроде сбора макулатуры в офисе, которые становятся точкой входа в тему устойчивого развития.
Клиенты обращают внимание на разные аспекты продукта: локальность, натуральность, упаковка и т.п. 2/3 россиян
в 2018 году заявляли, что готовы изменить свое потребительское поведение, если оно будет наносить меньше вреда окружающей среде. При этом если клиенту в целом нравится сервис/продукт компании, но смущает определенный аспект (например, экологичность упаковки), они не стесняются сообщать об этом брендам, привлекают внимание к проблеме с помощью соц.сетей и общественных кампаний. Такие действия могут значительно влиять на репутацию бизнеса и выручку от продаж, поэтому общий запрос аудитории на ответственность компаний становится тем самым толчком, который вынуждает бизнес идти в ESG.
Конкуренты тоже держат друг друга в тонусе. Как только одна компания внедряет экоинициативу, клиенты приходят к другой и говорят «а почему вы так не делаете?». Или когда представитель конкурента выступает на отраслевой конференции с рассказом как ESG помог им зайти в новую нишу и увеличить прибыль, это подстрекает остальных пробовать аналогичные подходы.
Акционеры и инвесторы тоже обращают внимание на ESG-параметры и наличие отчетности. Фактически это теперь неотъемлемый атрибут любой компании, которая хочет выйти на IPO. Но даже если бизнес не планирует торговаться на бирже, для акционера наличие ESG-политик может означать более надежное в долгосрочной перспективе вложение.
По данным PwC, наличие ESG-факторов при принятии решений обеспечивает устойчивость функционирования, снижение уровня рисков и реализацию стратегии. Кроме того, в долгосрочной перспективе это приводит к увеличению акционерной стоимости.
Ну и наконец
государство, которое тоже не может игнорировать повестку, через стратегии и регулирующие механизмы вынуждает бизнес становиться более устойчивыми (как в
примере с запретом одноразовых пластиковых изделий в ЕС). По результатам Климатического саммита в Глазго во всех странах будет принято множество документов, регулирующих негативное влияние в том числе бизнеса на окружающую среду, поэтому даже тем, кто до последнего оттягивал неизбежное, придется разбираться что там за ESG такое и почему это касается всех.