Большинство экпрессионистскихфильмов, конечно, относятся к жанру ужасов или мистики, однако, как ни странно,встречаются среди них и комедии. Немецкий режиссёр Эрнст Любич в 1919 и 1920годах поставил несколько потрясающих комедийный фильмов, таких как «Принцессаустриц» и «Ромео и Джульетта в снегу». Однако наиболее очевидным примеромэкспрессионисткой комедии является его фильм «Кукла», снятый в 1919 году.
По сюжету богатенькийнемецкий барон обязует племянника Ланселота жениться. О предстоящей свадьбеобъявляют на площади, и скоро целая толпа невест атакует замок барона. Ланселотжениться не хочет и в страхе убегает через окно, а затем прячется от невест застенами монастыря. Узнав, что после свадьбы дядя обещает племяннику огромноенаследство, монахи предлагают Ланселоту хитрое решение – жениться на кукле.
Ланселот соглашается иотправляется к мастеру, который изготавливает кукол размером с человеческийрост. В результате череды событий вместо настоящей куклы вместе с Ланселотом вмонастырь уезжает Осси, дочь мастера,которая изображает из себя куклу. Вскоре Ланселот женится на Осси, влюбляется внеё, а потом узнаёт, что на самом деле никакая она не кукла и счастливый убегаетвместе с ней из монастыря.
Сюжетный мотивоживления неживого существа, который часто встречается в экспрессионистскихфильмах ужасов, здесь перевёрнут и положен в основу комедии. «Кукла» Осси нетолько не слушается своего мужа (в данном случает, считай, что хозяина), но ивесело навешивает ему подзатыльников.
Действие фильма, как исвойственно экспрессионизму, разворачивается в условных рисованных декорациях.В некоторых сценах они напоминают игровой домик или даже коробку с куклами.