Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя
Научный сотрудник ВШЭ, к.ф.н, автор канала "Лингвоед". Куратор темы "Филология"  · 28 мар 2021  ·
lingvoed

Дайджест #8: победители первой недели конкурса "Диктуйте, я записываю!"

Привет всем участникам филологического сообщества!
Всю неделю мы усиленно готовились к Тотальному диктанту, который состоится уже 10 апреля. В нашем сообществе регулярно выходили вопросы по русскому языку с пометкой конкурс, а эксперты давали свои полезные пояснения и комментарии. Пришло время подвести промежуточные итоги и наградить тех экспертов, которые лучше всего справились с задачей просветительства. Напоминаю, что впереди ещё две недели интересных вопросов и ценных призов и подарков!
На этой неделе мы искали ответы на следующие вопросы:
Один из самых подробных и структурированных ответов дала Ульяна Сударева. Её объяснение можно хоть сейчас включать в учебники по русскому языку. Приведу некоторые выдержки и цитаты:
Суффикс -ин-(-ын-) − это суффикс притяжательных прилагательных, которые обозначают принадлежность предмета какому-либо лицу: мамин платок, лисицын хвост.
Суффикс -ов (-ев-) при добавлении к основе одушевленных имен существительных также образует прилагательные со значением принадлежности или родовой отнесенности: отцов дом, китовый ус.
Если прилагательное образовано при помощи этих суффиксов от имени собственного, то в соответствии с правилом его следует писать с прописной буквы, например: Танин мяч, Рафаэлева Мадонна, Иваново детство.
Имена прилагательные, образованные от личных имен и фамилий при помощи суффиксов -ск-, -овск- (-евск-), -инск-, пишутся со строчной буквы: бетховенская соната, пушкинские стихи, гоголевский персонаж, дарвиновская теория.
Шуточный по форме, но не по содержанию, вопрос вызвал всплеск поэтической активности среди наших экспертов. Мне очень нравится творческий подход в просветительстве, поэтому хотелось бы отметить объяснение Дмитрия Ушакова:
Если ты глазами смотришь на лягушечку в пруду,
То возьми же на заметку: у тебя она В ВИДУ.
Ну а если возле дома ошарашила тебя
Непогода, скажешь маме: "Я промок ВВИДУ дождя".
Если можешь ты спокойно поменять в_виду на из-за,
То писать их надо слитно, чтоб потом покушать pizza!
Ну а если же не можешь, то проверь: глаза при деле?
Если да, то непременно не забудь и о пробеле!
Творческий подход проявила и Елизавета Калашникова, которая дала сразу два ответа на этот вопрос (поэтический и прозаический). Спасибо за эксперименты в подаче материала!
Финальный вопрос первой серии игр носил методологический, местами философский характер. Возможно, поэтому некоторые претенденты на победу впали в глубокую задумчивость и не написали свои ответы. Полезными советами поделилась Римма Серова, выделив три основных принципа изучения сложных случаев орфографии:
  • Большую роль играет начитанность. Если в тексте часто встречается то или иное слово, со временем его написание запоминается, и впоследствии автоматически пишешь его правильно, не задумываясь.
  • Отдельно выписывать сложные, словарные слова, время от времени их перечитывать, устраивать себе диктанты.
  • Ну и конечно, ошибки − наши лучшие учителя. Если после каждой допущенной ошибки читать соответствующее правило и разбираться в нём, вероятность повторить ту же ошибку уменьшается.
Я хочу поблагодарить всех экспертов, принимающих активное участие в конкурсе Диктуйте, Я записываю! Я приглашаю вас продолжать наш лингвистический марафон и очень жду новых ответов и комментариев.
На этой неделе мы награждаем подпиской на Яндекс. Плюс восемь экспертов:
А главный приз недели (голосовую колонку от компании Яндекс) получает Римма Серова, которая дала качественные, развёрнутые и очень интересные ответы на все вопросы! Прошу победителей связаться со мной во Вконтакте или Telegram.
Лингвистические игры и загадки на моем канале в Telegram. Присоединяйтесь!Перейти на t.me/lingvoed

Ого, сколько вопросов я пропустила! Их не было в уведомлениях :(

@Елена Курмышова, мы продолжаем конкурс и на этой неделе: снова будет три вопроса!