На развитие частного образовательного бизнеса в любой стране действуют одни и те же факторы:
- государственная политика в сфере образования;
- внутренняя и внешняя среда (риски);
- уровень реальных доходов потребителей данных услуг;
- глобальные причины (к примеру, пандемия коронавируса);
- предложение качественных услуг (новейшие образовательные технологии и компетенции преподавателей);
- наличие условий монетизации;
- соответствующие интернет-платформы и т.д.
В последние два-три года на рынке частных образовательных услуг наметилась тенденция преимущественного развития онлайн-формата, толчком к которой явился COVID-19. В так называемый ковидный период (2020-2021гг) начался бурный рост EDTech-рынка. За один 2020 год произошли максимальные изменения в сфере образовательных технологий, что привело к увеличению доли этого рынка с 10% до 35%. По некоторым оценкам, рынок технологических образовательных проектов ежегодно стал приносить компаниям до 10 млрд рублей.
Десятку самых крупных компаний на рынке составили:
- Skyeng, онлайн-школа, специализирующаяся по английскому языку;
- «Нетология-групп», которая объединила образовательный центр «Нетология» (обучение digital-профессиям) и онлайн-школу «Фоксфорд» (обучение школьников с пятого по одиннадцатый класс);
- iSpring, занимается разработкой программного обеспечения для корпоративного обучения;
- MAXIMUM Education: дополнительное образование школьников;
- «Умней» – портал дистанционного обучения в России и за рубежом;
- обучением digital-профессиям занимается SkillBox;
- «Учи.ру»;
- «Дневник.ру»;
- GeekBrains;
- «Геткурс» и другие.
Рассматриваемый рынок частников, безусловно, перспективный, поскольку каждый год появляются новые стартапы в сфере образования. Наиболее динамичными считаются дошкольное, общее и дополнительное образование.
К основным барьерам, тормозящим темпы роста частного образовательного процесса, относятся:
- отсутствие стабильной государственной политики в этой сфере и условий для монетизации;
- относительно низкий профессиональный уровень преподавателей;
- мало российских платформ онлайн-образования;
- падение реальных доходов населения;
- монополия государственных образовательных учреждений;
- слабая нормативно-правовая база для регулирования образовательного бизнеса и т.д.