Образование, которое основывается на самостоятельном приобретении знаний, умений, навыков, и называется самообразованием (самообучением). Характерной чертой последнего является непрерывный процесс личностного развития, то есть возможность обучаться в течение всей жизни. К основным формам здесь относятся:
- исследование (изучение) научной, учебно-методической, художественной и иной литературы;
- прослушание записей лекций/докладов/концертов;
- консультации специалистов;
- просмотр произведений искусства;
- посещение выставок, музеев, галерей и т.д.
Программа самообучения включает такие методики, как:
- метапознание;
- управление временем;
- регулирование усилий;
- взаимное обучение;
- проработка;
- репетиции;
- организация/планирование;
- критическое мышление и другие стратегии, которые могут быть встроены во все стадии/уровни обучения.
Технология непрерывного самообучения означает постоянный, добровольный поиск знаний по субъективным и профессиональным причинам.
В современных условиях концепция педагогики самообучения (автономии) становится все более популярной и вытесняет методику трансляции знаний (от педагога учащимся). Сейчас главными девизами в образовательных учреждениях стали: научить детей учиться; обучение длиною в жизнь и другие подходы. Новые способы обучения обусловлены тенденциями, траекториями стремительно меняющегося общества на мегауровне. Они же требуют и новые знания, качества специалистов (к примеру, умение вовремя переключаться на новые профессии и т.д.).
За последние несколько лет особо актуальным стало дистанционное/онлайн-образование, имеющее множество преимуществ перед традиционными методами, главным из которых являются самодисциплина и самостоятельная (чаще неконтролируемая) работа.
К практикам самообразования можно отнести тренинги, мастер-классы по разным проблемам/темам/направлениям:
- профессиональные семинары/вебинары,
- личностный рост,
- расширение кругозора и др.
Эффективность самообразования зависит от разных факторов:
- постановка конкретной цели;
- структурирование занятий (составление графика/расписания);
- поддерживание мотивации — не «выгорать» и делать перерывы;
- комфортная обстановка;
- использование альтернативных источников информации;
- выбор адекватного метода;
- умение задавать вопросы, видеть в допущенных ошибках пользу и другие обстоятельства.