Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя
Управляю студией подкастов Либо/Либо, делаю «Истории русского секса», «Так вышло», «Либо...  · 2 мар 2022

Тест на совместимость в условиях изоляции

Начало кейса читайте в предыдущем посте) 
АНДРЕЙ: Считается, что человеку свойственно стремиться к счастью или к радости, а вот я не стремлюсь. Наверное, это мой главный недостаток. Есть вещи, которые доставляют мне гарантированную радость — например, я пойду и скачаю книжку про чуму 1348 года и прочитаю историю про булочника, который поймал заразившую его блоху и отомстил ей. Какую-нибудь найду цитату или историю, какую-нибудь идиотскую научную статью или просто смешной факт.
КАТЯ: Но?
АНДРЕЙ: Но я очень быстро начинаю думать: «Нет, я не хочу никакого удовольствия, я буду механически играть в шахматы в приложении».
КАТЯ: Но почему ты не стремишься к счастью? Ты считаешь, что человек не для того рожден на свет, а жизнь – боль? По-моему, если ты не стремишься сам к радости, ты не стремишься создать ее и для других.
АНДРЕЙ: У меня нет рационального объяснения. Я радуюсь, если кто-то другой получает удовольствие и считаю, что фраза из декларации независимости — «человек имеет право стремиться к счастью» – великая, и очень точно описывает человеческую сущность. 
КАТЯ: Всё ужасное в мире происходит потому, что люди вместо радости стремятся к каким-то другим вещам — например, к деньгам, к славе. Но важно понимать, что ничего, кроме радости, счастья, и, может быть, любви, не получится разделить с кем-то, кто тебе дорог. Возможно, ответ на следующий вопрос позволит нам понять, почему ты так устроен. Скажи мне, какой сериал, фильм или книга изменили тебя настолько, что ты возвращался к ним не раз?
АНДРЕЙ: Я очень жаден до новых впечатлений, поэтому мне сложно вернуться и перечитать целую книжку, хотя есть книжки, из которых я перечитываю абзацы и главы. Было несколько книг, которые когда-то меня довольно сильно поменяли. Одна из них — эссе английского философа Джона Стюарта Милля, которое называется «О свободе» – небольшой текст, написанный в 1859 году. Подкупает меня в таких книгах не только рациональный аргумент, а еще интонация — мне нравится, когда человек что-то сложное тебе рассказывает уважительно, мило, остроумно. Для меня книжка – это разговор. Ну вот как можно вернуться к разговору? У Аристотеля была идея, что настоящее счастье не может сводится к тому, что способно почувствовать и оценить животное — например, к вкусной еде. И в этом я с ним не согласен, я считаю, что вкусные помидоры – это самая высокая вещь на земле. В некотором смысле помидорам я обязан больше, чем многим книгам. Но хотя я не согласен с Аристотелем в том, что радости должны быть только книжного порядка, я, конечно же, считаю, что день прожит не зря, если мне попался абзац, размышлений о котором хватило на две сигареты или три чашки чая.
КАТЯ: Я начинаю понимать, что ты недостаточно ценишь себя и, может быть, в этом есть и моя вина — я недостаточно вселяю в тебя уверенность, чтобы ты мог получать удовольствие и от того, что ты делаешь сам, и от того, что с тобой происходит. Теперь я тебе назову два произведения, которые произвели на меня совершенно противоположное впечатление. Одно – это сериал «Друзья». Это просто моя радость, произведение, из которого состоит мой культурный код, оно дало мне огромное количество цитат и реакций примерно на все жизненные ситуации. А второе — книга канадского историка Нила Каплана про арабо-израильский конфликт. Он высказывает довольно простую мысль, которая совершенно меня потрясла — обе стороны этого конфликта считают себя жертвами, поэтому он неразрешим. И это многое объясняет про всю нашу эпоху и про множество конфликтов, которые мы наблюдаем и наблюдали в последнее время.
АНДРЕЙ: В некотором смысле это природа любого конфликта. Когда ты считаешь себя жертвой, ты отказываешься быть субъектом, который может что-то сделать, что-то изменить. Вот по поводу жертв как раз у меня к тебе вопрос. Ты все время говоришь «новая этика» в нашем подкасте, и произносишь это так, будто «этика один» одним движением превратилась в «этику два», и у нас новые правила. Ты на самом деле веришь, что этика 2020 года отличается от этики 1996-го или 1870-го?
КАТЯ: Да. Такая забота о себе, о собственном благополучии, в том числе психологическом комфорте, – новая вещь, раньше это не считалось приличным. Кроме того, ты можешь всерьез обсуждать с кем-то то, что раньше позволялось сказать только на исповеди – это, безусловно, этический сдвиг.
АНДРЕЙ: Ладно, а тебе это нравится?
КАТЯ: Мне это нравилось, когда совпадало с моим интуитивным представлением о том, что хорошо, а что плохо, но это был очень короткий период. Я сейчас уже точно знаю, что у меня нет этического чутья в каких-то современных вопросах — например, объективации и культуры жертвы, о которой мы с тобой только что говорили. А еще я люблю токсичные шутки.
АНДРЕЙ: Боже мой, кто не любит хорошие токсичные шутки?
КАТЯ: Мне, конечно, стало очень непросто, когда это все стало неэтичным. При том, что я, в отличие от многих, отказываюсь спорить с изменениями. Новая этика приходит и не важно, хочешь ты этого или нет, актуален ты в этой новой этике или оказался мамонтом. Иногда я даже чувствую себя, как те несчастные, которых задним числом обвинили в сексуальном насилии, хотя они, казалось бы, просто кокетничали, поступали так, как было принято в их культуре.
АНДРЕЙ: Я, кстати, очень часто и в Facebook, и в жизни вижу людей, которые обижены на то, что существуют какие-то неформализованные правила, их надо угадывать, и молодёжь с этим справляется лучше. Точно так же, как молодёжь лучше справляется с новыми технологиями. Я верю в моральный прогресс, и я не один такой на земле — на эту тему есть книга Стивена Пинкера про актуальность идеи просвещения, здравомыслия и обычной человеческой этики. Мы с Пинкером верим в моральный прогресс.
КАТЯ: То есть все, что изменилось, стало лучше, чем было?
АНДРЕЙ: В целом — да. Конечно, бывает хуже, бывает лучше. Очевидно, что китайские лагеря для уйгуров – это хуже, чем многое из того, что было раньше…
КАТЯ: Но все моральные принципы лучше, чем предыдущие.
АНДРЕЙ: В целом человечество меняет и принципы, и поведение так, чтобы все меньше людей страдало, умирало, отправлялось в тюрьму. Поэтому для меня, например, довольно очевидно, что требования феминисток абсолютно оправданы. У меня есть даже тест, который позволяет легко проверить, сексизм перед нами или нет: каждый раз, когда ты видишь сомнительное высказывание, практику или закон, замени в нем «мужчин» на «женщин», а «женщин» на «мужчин» и посмотри, производит ли получившийся текст абсурдное впечатление. И главное, точно так же можно легко проверить на сексизм и себя. 
КАТЯ: Мне кажется, очень часто дело бывает в обобщениях — когда хочется обобщить и сказать что-то вообще про женщин, вообще про мужчин, вообще про евреев или вообще по геев, лучше еще раз подумать, стоит ли. 
АНДРЕЙ: Да, конечно, но иногда сексизм появляется и без обобщений — когда кто-нибудь поздравляет коллегу в Facebook с днем рождения и говорит «с твоим появлением наш офис стал прекраснее»…
КАТЯ: …«цвести и пахнуть».
АНДРЕЙ: Тут нет никакого обобщения, тут просто сексизм и все. Я понимаю, что нам еще надо пройти большой путь, и я понимаю, куда идти. В каждом случае есть направление движения, поэтому я не боюсь новой этики, даже когда вижу ее перегибы. 
КАТЯ: Любишь ли ты что-нибудь настолько сильно, что эта любовь тебе кажется нездоровой и скорее зависимостью?
АНДРЕЙ: Честно говоря, я весь состою из зависимостей. Легко в них впадаю, и почти так же легко выпадаю. Есть зависимость совсем суровая — курю я очень давно, много раз бросал, и это долгая мучительная история. Есть зависимости ситуативные — когда я нахожу любимую кофейню и обнаруживаю, что бываю там слишком часто. Некоторые зависимости, я придумываю себе сам — скачиваю карточки со словами какого-нибудь языка в телефон и начинаю их крутить. 
КАТЯ: Академик Зализняк так учил языки: вычитывал весь словарь, понимал грамматику и готово!
АНДРЕЙ: Я не академик Зализняк, если у кого-то были сомнения. Ни одного языка я так не выучил, по-немецки, например, знаю уже много сотен слов, но читать книги, конечно, не могу. Я все превращаю в зависимость, и это меня пугает.
КАТЯ: То, что ты называешь зависимостями, кроме курения, пожалуй, — я называю увлечениями, «хобби». У меня есть много увлечений, в которые я впадаю. Если делаю настойки – то столько, что уже возникает вопрос, нет ли у меня зависимости от алкоголя, пеку хлеб — зачем-то каждый день по два багета. Интересно, что тебе все это кажется нездоровым, даже вполне симпатичные привычки.
АНДРЕЙ: Потому что это невротическое.
КАТЯ: Такое ощущение, что ты вообще не даешь себе спуску.
АНДРЕЙ: Почему? У меня тоже есть маленькие радости. Я, например, совершенно импульсивно и невротически играю в шахматы в телефоне с незнакомыми людьми. Я даже вижу, что когда у меня плохое настроение или я отлыниваю от работы, я играю хуже, чем, когда я это делаю не невротически. Я играю в быстрые шахматы, быстрый ход – это всегда интуитивное решение, а не расчет. И когда я выигрываю благодаря такому интуитивному решению, это повышает мне настроение. Мой следующий вопрос тебе: У тебя такое бывает, что ты пошутишь смешное, а потом тебе очень стыдно?
КАТЯ: Это случается со мной постоянно. Один раз я пошутила про человека, сменившего фамилию, что он сменил одну еврейскую фамилию на другую, чтобы никто не подумал, что он еврей. Реакция была чудовищная – человек, сам довольно нервный и очень ревностно относящийся к своему образу, смотрел на меня с ужасом. То, что я произнесла, было лишено смысла, никому не смешно, кроме меня. Я не могла ничего поделать, даже не стала ничего объяснять — нет ничего хуже, чем когда меня загоняют в угол, даже если это сделала я сама. Так что я просто встала и ушла, и мы больше никогда не разговаривали. Менее драматические ситуации, в которые я попадаю из-за своих шуток, случаются со мной постоянно, поэтому я решила создать себе образ человека с патологическим чувством юмора — у всех свои недостатки, вот у меня такое странное чувство юмора. Последний вопрос на сегодня. Если тебе скажут, что ты заболеешь коронавирусом и умрешь через три месяца, какие твои действия? Ты изолируешься, пустишься во все тяжкие или успеешь сделать что-то ценное?
АНДРЕЙ: Это сложный вопрос. Конечно, я захочу сделать что-то ценное по работе, но не смогу, потому что когда я нервный, я очень плохо работаю. Мне будет проще пуститься во все тяжкие, и самое рациональное, что я могу сделать в этой ситуации – это сказать: «Эй, у меня осталось три месяца, я слушаю ваши предложения», потому что я знаю, что вокруг много экспертов по тому, как пуститься во все тяжкие.
КАТЯ: Я вот даже не могу ответить на этот вопрос, потому что в мирное время я бы отправилась в путешествие в один конец, но сейчас это совершенно невозможно, потому что конец этот наступит примерно в аэропорту Шереметьево. Я знаю точно, что не успею сделать ничего ценного, так что я бы написала смешные токсичные письма всем своим родным и близким и устроила бы какой-то акционистский проект на последние три месяца. 
АНДРЕЙ: Я ставлю все-таки на «все тяжкие».
КАТЯ: Но как? Сейчас «все тяжкие» закрыты.
АНДРЕЙ: Они закрыты для людей, которым есть чего терять, а для людей, которым нечего терять, у них всегда открыто. Я все же надеюсь, что мы протянем больше, чем три месяца.
КАТЯ: И пустимся во все тяжкие!
АНДРЕЙ: И то, что мы сегодня узнали друг о друге, не станет препятствием на этом пути.