Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя
Изучаю историю более 10 лет. Веду исторический канал на Дзене. Имею высшее образование по...  · 17 авг 2022  · interessno.ru

Рецензия на книгу «Ленд-лиз для СССР: Экономика, техника, люди (1941-1945 гг.)»

История ленд-лиза мифологизирована как сторонниками СССР, так и его противниками. Одни громко заявляют о том, что помощь со стороны США не внесла никакой серьезной лепты в победу над нацизмом, ссылаясь на слова советского экономиста Николая Алексеевича Вознесенского:
…если сравнить размеры поставок союзниками промышленных товаров в СССР с размерами производства промышленной продукции на социалистических предприятиях СССР за тот же период, то окажется, что удельный вес этих поставок по отношению к отечественному производству в период военной экономики составит всего лишь около 4 %
Другие, напротив, приводят в пример якобы слова Жукова, переданные в докладе В. Е. Семичастного Хрущёву:
Вот сейчас говорят, что союзники никогда нам не помогали… Но ведь нельзя отрицать, что американцы нам гнали столько материалов, без которых мы бы не могли формировать свои резервы и не могли бы продолжать войну… Получили 350 тысяч автомашин, да каких машин!.. У нас не было взрывчатки, пороха. Не было чем снаряжать винтовочные патроны. Американцы по-настоящему выручили нас с порохом, взрывчаткой. А сколько они нам гнали листовой стали. Разве мы могли быстро наладить производство танков, если бы не американская помощь сталью
Но эти разглагольствования и споры такие же бессмысленные, как и копание песка небольшой палочкой. К тому же, они не дают ответа на этот сложный вопрос, так как человек склонен занимать ту сторону, какая ему ментально больше всего импонирует, отрицая при этом все контраргументы. А истина, как говорится – в фактах. Чтобы хоть немного докопаться до истины, нужно читать качественную, проработанную литературу. И прочитав книгу Ирины Быстровой «Ленд-лиз для СССР: Экономика, техника, люди (1941-1945 гг.)», я могу смело сказать – это именно то качество, способное дать ответы на многие вопросы.
В книге Ирина Быстрова показывает читателю, что ленд-лиз – это не какая-то простая программа безвозмездной передачи «объекта из точки А в точку Б». Это настоящий детектив, если так можно сказать, в каком присутствует ужасная бюрократия, разногласия сторон, влияние личностей, непредсказуемые вызовы (нападение Японии на Перл-Харбор в конце 1941 года) и т.д.
При этом монография построена таким образом, что читатель постепенно получает небольшие порции информации, необходимые ему для дальнейшего усвоения материала.
Книга начинается с ПЕРВОЙ ГЛАВЫ «Становление антигитлеровской коалиции и организация поставок по ленд-лизу: заявки, завоз, отгрузки» [стр. 14-43] где читатель знакомится с самой историей возникновения программы, с ужасной бюрократией, какая сопровождала ее на протяжении всего периода существования, с причинами возмущения руководства СССР, причинами затягивания поставок из США и всеми сложностях с какими столкнулась ПЗК (Правительственная закупочная комиссия СССР) чтобы сломать эту «бюрократическую стену».
Раскрыв Первую главу, автор подводит читателя ко ВТОРОЙ ГЛАВЕ: «Организация доставки грузов в порты США, их отгрузок и отправки в СССР» [стр. 63-90]. Здесь подробно рассказывается о том, какие проблемы возникли при организации транспортировки, как ПЗК буквально «дрался за то, чтобы СССР поставили тот или иной товар» (из слов К.И. Лукашева), какие были проблемы с комплектностью грузов, с их учетом и как с этими проблемами боролись США и СССР.  
В ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЕ «Транспортировка и доставка грузов в СССР» [стр. 125-138], И. Быстрова рассказывает читателю о том, какими маршрутами пользовались союзники для доставки грузов в СССР, какие для этого использовались корабли, какие требования выдвигались при транспортировке (к примеру, при перевозке танков нужно было заклеивать клеенчатой бумагой жалюзи, люки, воздухопритоки и т.д., чтобы защитить его от пагубного воздействия влажного морского воздуха) и какую роль в этом всем играла Великобритания (во многом забытый важнейший ленд-лизовский игрок для СССР).
В ЧЕТВЕРТОЙ ГЛАВЕ «Номенклатура, объемы, основные группы и динамика поставок по ленд-лизу в СССР» [стр. 196-306] в полной мере раскрываются объемы поставок по основным группам грузов: самолеты, топливо, бронетехника, артиллерия, боеприпасы, продовольствие, автотранспорт, металлы. Также, приведен сравнительный анализ советских и американских данных учета поставок по ленд-лизу [cтр. 306-312].
Заканчивается книга ПЯТОЙ ГЛАВОЙ «Советские люди в США: деятельность, личные контакты с американцами, сбор технической информации» [стр. 313-380]. Здесь автор раскрывает роль человеческого фактора и связей, влияющих на эффективность поставок.
Вся эта монография сопровождается отчетами, справками, таблицами, какие удалось получить изучению документации из таких архивов как Российский государственный архив экономики (РГАЭ), Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ), Архив внешней политики Российской Федерации (АВП РФ). В книге представлен сводный отчет о размещении заказов, поставках и отгрузках в СССР товаров по программе за весь период его действия, начиная с октября 1941 года и заканчивая сентябрем 1945 года. Таким образом, эта книга, частично, может заменить целый ряд книг ленд-лизовской тематики, где рассматривались отдельные вопросы такие как доставка грузов в СССР из США через Тихий океан («Ленд-Лиз. Тихий океан», автор: А.Х. Паперно, 1998 г.), поставка авиационной техники («Авиационный Ленд-Лиз», автор: В.Р. Котельников, 2015 г.), поставка наземной техники («Танки ленд-лиза. 1941-1945», авторы: М.В. Коломиец, И.Б. Мощанский, 2000 г.) и т.д.
Отдельно стоит отметить стиль подачи материала. Несмотря на то, что в тексте присутствует множество дат, фамилий, аббревиатур, документов и т.д., читается все на одном дыхании. Текст не «сухой», максимально понятный, достаточно легко усваивается и запоминается.
И самое хорошее в этой книге то, что для ее понимания не обязательно знать о том, что из себя представлял ленд-лиз, когда к нему был «подключен» СССР, как эта программа работала и какие ключевые фигуры стояли у ее истоков. Книга «Ленд-лиз для СССР: Экономика, техника, люди (1941-1945 гг.)» сначала знакомить читателя с ленд-лизом как таковым, а потом последовательно отвечает на все вопросы, какие могут возникнуть во время ее чтения.  
Быстрова И В. Ленд-лиз для СССР: Экономика, техника, люди (1941-1945 гг.). - Москва : Кучково поле, 2019. -480 с.
Вступайте в сообщество. Перейти на yandex.ru/q/loves/new-iq
а шестой главы нет? о том сколько лет ссср выплачивал долг по ленд-лизу? ,сколько сша заработали на этом? и... Читать дальше
я читал мемуары летчиков(не одного ,а порядка 10 в одной книге ,где они очень не лестно отзывались о самолётах по ленд-лизу.
Среди этих "порядка 10" лётчиков случайно не было некоего А. Покрышкина? Он,кажется, на "Аэрокобре" летал и на советские новейшие, действительно хорошие, Ла-5/7 пересаживаться категорически не желал и дивизии своей не давал. Вредитель, наверное...
Книга начинается с ПЕРВОЙ ГЛАВЫ ...
Уже не обычно... Интригующе... :)
@Виктор Барбаш, наверное лучший комментарий, какой можно было ожидать)
В этом споре из-за ленд-лиза никто не замечает, что во много раз больше США потратили на ведение своих боевых действий.
Расходы на ведение военных действий в сопоставимых ценах 1945 года
в долларах США:
США 341 млрд
СССР 192 млрд
-------------------------
Германия 272 млрд
Япония 56 млрд
И куда они полезли?
Подробнее на ТАСС:
@Николай Чудов, в этом споре вы не замечаете САМОГО главного - на фронте погибал мой дед, а США железками откупались. Раз такие мощные перцы, то почему второй фронт открыли только в 1944 году?