Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Почему учебники истории такие лживые?

Учебники истории лживы независимо от государства. Почему так?  И есть ли книги, пособия, учебники которые не пытаются преднамеренно сформировать точку зрения по ряду вопросов, а хотя бы относительно честно излагают историю? Если есть, то какие? 
ОбществоИстория+2
Анонимный вопрос
  · 430
Кандидат исторических наук. Специалист по истории национального вопроса в России.   · 20 нояб 2022  ·
asocial_gumoMEM
Открою страшную тайну: любые школьные учебники по любому предмету предназначены для того, чтобы сформировать определенную точку зрения по ряду вопросов. Поэтому странно этому возмущаться. Школьное образование вообще существует для того, чтобы на выходе получить человека, соответствующего определенному шаблону, который нужен государству. И именно под этот шаблон отбирается материал, разрабатываются стандарты и прочее. Учебники физики, биологии или математики точно также формируют определенную точку зрения, игнорируя одни теории и продвигая другие (например, учат, что на 0 делить нельзя, но ведь это ложь!).
Теперь вопрос: а что это значит - честно излагать историю (или любую другую науку)? Просто давать перечень дат, пытаясь превратить процесс в справочник? Так ведь и тут не получится, поскольку даже простая констатация факта (например, 988 год - крещение Руси) - это уже определенная интерпретация, навязывание определенной точки зрения (в приведенном примере слово "крещение" не передает насильственный характер этого процесса, а слово "Русь" уже навязывает представление о едином государстве). Поэтому, когда говорят про "честное изложение истории", то обычно имеют ввиду "предложение той интерпретации, которая лично мне нравится". То есть предлагают одну субъективную точку зрения заменить другой.
Если же хочется реально начать разбираться в той или иной науке, в том числе в истории, то надо обращаться не к школьным учебникам, а сначала познакомиться с методологией науки, потом перейти к фундаментальным обобщающим трудам, написанным коллективом профессионалов (где будет точно так же продвигаться определенная точка зрения - это надо иметь ввиду), а потом уже работать с многообразием исследований по конкретным проблемам, анализируя их с точки зрения соответствия методологическим принципам. Вот тогда получится создать собственное представление, которое точно так же будет субъективным, хотя бы просто потому, что объять необъятное невозможно.
Канал на Дзене - ИстАдмин. Статьи по истории в разных ее вариацияхПерейти на dzen.ru/ist_admin
2 эксперта согласны
На ноль действительно делить нельзя.