Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Есть ли у историков своя профессиональная этика? В чем она заключается?

ИсторияПрофессиональная этика
Маша Фесенко
История
  · 6,7 K
Разнорабочий на стройке.Временно неработающий.Не интересуюсь мутными темами,люблю...  · 18 июл 2021
Ассалому алейкум.Обязательна должна быть, ко всему подходить беспристрастно,и не врать.Историю мы толком не знаем,пример:очевидцы второй мировой войны ещё живы,а трактуется в разных странах она по разному.Или:мы читаем в учебниках—этому городу 1000 лет,на основании чего указан срок существования?Археологические раскопки,свидетельства очевидцев.А завтра археологи копнут поглубже и выяснится что люди там жили в городской системе 1600 лет назад.Историческая личность,правитель.Если писал придворный писатель,то там будут сплошные добродетели,а правдивая его характеристика сгорела в огне или сгнила в земле.Есть хадисы о пророке Мохаммеде,людей собиравших эти свидетельства ,которые считаются правдивыми, всего на весь мир человек 6.Если человек мог приврать для красного словца(допустим кто либо поднимал два мешка груза,а за него говорили для похвальбы что он поднимал пять)его свидетельство не принималось,или иногда любил выпить спиртное, хадис считался слабым(не заслуживающим доверия),какое бы положение в обществе не занимал передатчик хадиса.Вранья и так навалом в мире.Так что не врать.История---это наука ,и она нужна.Как то так.Мир Вам.Будьте здоровы.
эмигрировала в XVII век  · 21 июн 2021  ·
tamozhnya_m
Я бы сказала, что историк должен забыть о всяких этических нормах, когда дело касается выбора темы исследования :) Не нужно пытаться всеми силами обелять что-то (например, свою страну) или кого-то. Не нужно репрезентировать прошлое как волшебную страну со сплошными бабочками и единорогами. Ещё здорово было бы, если бы историки научились писать и говорить понятно и... Читать далее

Вот да, иногда очень не хватает конкретики)

Редактор, канд. ист. наук, история культуры  · 22 июн 2021
Ответ — однозначно да. Но тема безграничная, и поэтому я бы просто выделил несколько блоков. 1. Отношение в предмету исследования. Формально все понимают, что необходимо занимать позицию нейтралитета, но в реальности почти всегда вовлеченность в исследования чревато искажениями. Причем, по моим представления, скорее нужно говорить об искусственном завышении значимости... Читать далее
Я бы обязательно добавил ещё один пункт: при исследовании той или иной темы объективно рассматривать ВСЁ множество... Читать дальше
читатель самых разных книг  · 2 июл 2021
Очень хочется перефразировать завет Майи Плисецкой всем мечтающим о стройной фигуре - "не жрать" - так просто, и так действенно. А историкам - хорошо бы "не врать" - ведь тоже не очень сложно. На первый взгляд. При ближайшем рассмотрении - дело не только в порядочности исследователя - слаб человек, а исследователь не человек, что ли. Но если вот так удачно совпало... Читать далее
учитель истории в средней школе  · 7 мар 2022
Разумеется у историков, как и у любой другой профессии, есть своя этика (а не должна быть). Без этики продуктивная научная работа в невозможна. Другой вопрос, что придерживаются ли этических норм сами историки? Ответ, далеко не всегда, в силу объективных и субъективных причин. А положения исторической этики давно выработаны и они не особенно отличаются от общенаучной... Читать далее
Бродячий наставник общества  · 22 июн 2021
Я бы поставил два тезиса. 1) Изучать процессы без оценок. Оценок наставить успеют и без ученых. Ученый не должен писать о мерзавце Гитлере или кровавом тиране Сталине, ученый должен увидеть и описать причины политических и культурных событий, происходивших в тот или иной период, их ход, последствия краткие и отдаленные. Крайняя степень оценки - описание действия как... Читать далее

Согласна с вами. Никогда не доверяла материалам, где имелись оценочные суждения.

Первый
Домохозяйка. Мама троих малышей.  · 14 июл 2021
Конечно она существует. Здесь можно отметить несколько моментов: 1. Отношение к предмету исследования. Формально все понимают, что необходимо занимать позицию нейтралитета, но в реальности почти всегда вовлеченность в исследования чревато искажениями. Причем, по моим представления, скорее нужно говорить об искусственном завышении значимости темы и восторгах по поводу... Читать далее
Историк, истфак МГУ; счетно-решающие приборы и устройства АВТФ МЭИ; экс-в.н.с.Финансовая...  · 23 июн 2021
Интересный вопрос. Никогда не задумывался Вопрос застал меня врасплох. Могу только сказать, что сталкиваясь с коллегами-инженерами я понял, что существует историческое мышление. По себе сужу, что первые три курса истфака ( а может быть и все пять) - для меня была выработка особенного исторического подхода к событиям минувшего времени. Особенности исторического... Читать далее

Соглашусь с вами насчет умения мыслить масштабно

историкъ Россійской Имперіи, убѣжденный монархистъ, противникъ совѣтскихъ (появились ещё...  · 2 июл 2021
Любая профессиональная деятельность не может не иметь своей профессиональной этики (хотя бы в зачатке этических представлений). Я бы сформулировал вопрос иначе: "Как историки разных исторических периодов, разных стран и народов определяли обязательные этические требования к пишущему историю?" К примеру: германский историк, член основанной в 1725 году русской... Читать далее
Популяризатор истории, писатель  · 21 июн 2021  ·
grand_orient
Мне кажется, что таковая этика должна заключаться прежде всего в двух вещах: максимально возможном отходе от эмоций, этаком "историческом цинизме" а-ля медики, и чётком отделении фактов от их интерпретаций. Вещи это в общем-то связанные, и именно они позволяют (ну, помимо общего научного метода) заниматься историей именно как наукой. Иначе мы получаем... понятно что... Читать далее
Популяризация исторической науки каждый день:Перейти на vk.com/grand_orient
Куратор сообщества удалил этот комментарий