Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Есть ли хоть что-то в психике, что нельзя редуцировать к электро-химической активности мозга или к поведению?

МедицинаПсихология+3
Анонимный вопрос
Философия
  · 14,4 K
Основной метод философии  · 8 авг 2022
Будем считать следующую переписку автора вопроса пояснением к нему:
Описать поступки и ментальные состояния как физический процесс, как деятельность мозга и тела именно как системы - невероятно трудная (но не невыполнимая) задача.
Гораздо проще оперировать "побуждениями", "бессознательным", "аффектами", "внутренним ребёнком" и т.д. Для "чистого" психолога, пожалуй, большего и не надо
Вопрос состоит в том, что приложив труд и остроумие всё-таки можно "свести" большую часть психического к физическому. Всё ли? Есть ли остаток, который этой редукции не поддаётся?
Теперь "редуцируем" исходный вопрос следующим образом: "Можно ли объяснить сознание "физическими" (биологическими, химическими и проч.) процессами?"
Очевидно, что любые изменения состояния сознания "сопровождаются" изменением "физических" процессов в мозге и что можно достичь больших успехов в описании изменения состояний сознания и соответствующих им  "физических" процессов.
Предположим, что в результате мы получили некую таблицу соответствия состояний сознания и "физических" состояний мозга (Таковых попыток в наше время есть множество).
Возможно ли из этой таблицы понять причинно-следственную связь? То есть, утверждать, что физические состояния мозга есть причина ментальных состояний. Очевидно, что подобное умозаключение будет (логически) неверным, поскольку оно предполагает физическое отдельно от ментального.
Отсюда следует, что физическое и ментальное есть "две стороны одной медали", назовём эти стороны объективным и субъективным.
Кроме того, само понятие "физического" имеет в своей основе "ментальную" составляющую, то есть "ничто физическое не бывает на сто процентов физическим" - и наоборот, "ничто ментальное не бывает на сто процентов ментальным".
Отсюда "редуцировать" ментальное в физическое есть то же самое, что "редуцировать" бочку мёда с ложкой дёгтя в бочку дёгтя с ложкой мёда.
Анонимный комментарий
8 августа 2022
"поскольку оно предполагает физическое отдельно от ментального" Верно И ряд философов допускают такое ментальное... Читать дальше
"Вещь-в-себе" - устаревшее (примитивное) понятие как представление об "объекте", существующем вне "сознания".
Если от него уйти, многое станет видеться иначе. Любая "реальность" есть единство понятия и явления, в котором одно влияет на другое.
Поэтому электрон (или, например, табуретка) будучи, с одной стороны, понятием - объектом сознания, есть, с другой стороны, то, что это понятие "выхватывает" из "окружающей среды", которая тоже есть понятие - объект сознания.
Анонимный комментарий
8 августа 2022
@Александр Жалнин, объекты на то и объекты, чтобы существовать вне и независимо от сознания
"Существовать" "вне и независимо от сознания" есть нонсенс. "Вне и независимо" можно существовать от сознания конкретного человека - в сознании другого (других) человека.
Анонимный комментарий
9 августа 2022
@Александр Жалнин, отчего же? Зачем Луне люди? Тем более, что они не так давно появились
А "Луна" появилась не тогда ли, когда на неё посмотрел человек?
Анонимный комментарий
9 августа 2022
@Александр Жалнин, о, нет. Она появилась лет, эдак, на 4 млрд раньше
Это в Вашем сознании появились "4 млрд лет" вместе с Луной и её существованием, а заодно и словом "эдакий".)
Анонимный комментарий
9 августа 2022
@Александр Жалнин, такая версия не согласуется с прочими фактами
факты есть следствие парадигм сознания
Анонимный комментарий
9 августа 2022
@Александр Жалнин, факты - это факты. У сознания скромная задача сделать из них выводы
А у фактов скромная роль быть частью сознания.)
В общем, спасибо за содержательную дискуссию, кое-что, что мы с Вами здесь не обсудили, есть в Сообществе Основной метод философии.
Если сочтёте возможным покритиковать имеющийся там материал - буду Вам премного благодарен.
"подобное умозаключение будет (логически) неверным, поскольку оно предполагает физическое отдельно от ментального"
Плюсую
@Nichts Niemand, Ваше:
боль = активность ретикулярного ядра таламуса
я бы "редуцировал" до "боль есть субъективная сторона процесса, в котором объективной стороной есть активность ретикулярного ядра таламуса".
психолог-консультант, бизнес-тренер, гештальт-терапевт, facebook.com/evgeny.yakovlev.376/  · 7 авг 2022  ·
id186672748
Так вы сами пишете ключевое слово "редуцировать". Объяснять более сложные уровни через описание в рамках понятийного аппарата и взаимодействий нижележащего системного уровня возможно, просто это связано с потерями точности и смыслов. Описание активности клеток не описывает функции и смыслы на тканевом уровне (хотя они связаны); описание на тканевом уровне не описывает... Читать далее
Психологическая консультация 6000 р. в час, гештальт-терапия 3500 р. Перейти на vk.com/id186672748
6 экспертов согласны
Кратко и точно!
Психоаналитик  · 7 авг 2022  · avigotovi.kz
Как проницательно заметил Фрейд: мы никогда не бываем так далеко от сути происходящего в психике, как при описании движения импульса по нервным путям.  Фиксировать показания энцефалограммы не то же самое, что теоретически внятно объяснить почему жена изменяет мужу, а он при этом испытывает паранойю, но совсем по другому поводу. Или почему чувство вины тем сильнее, чем... Читать далее
Материалы и запись на анализПерейти на t.me/kaplyapsiho
2 эксперта согласны
Восхищён вашим стилем изложения и логикой. Полностью согласен (что бывает редко). Да, ещё и такое терпение с комме... Читать дальше
самовед 🦜 способствую развитию 🦜 учу решать   · 8 авг 2022
Смотря в чьей :) Такое дело, в данном случае очень большая разница. Между психикой другого человека и собственной. Свою психику Вам точно нельзя редуцировать, потому что редуцировать в итоге будет нечем. С психикой другого в принципе можно попытаться. Если у Вас нет на этот счёт каких-то специфических нравственных ограничений. Только если я правильно понял Ваш вопрос... Читать далее
Внимание 💫 Ввиду обилия чатов рабочая ссылка изменена 🦜 Просматриваю в средуПерейти на t.me/svamibodhi
Анонимный комментарий
8 августа 2022
"есть ли помимо наблюдаемых со стороны процессов что-то ещё" Именно в этом вопрос "это будет желание в понимании не... Читать дальше
Психолог: консультации онлайн. Публицист, писатель.  · 8 авг 2022  · youtube.com/c/ОлегГерт_психолог
Нет, в психике нет ничего, что бы нельзя было свести к поведению: если учесть, что мышление человека - это тоже разновидность его поведения. Скажем, лежащий в коме человек не демонстрирует вообще никакого поведения. При этом он жив, он чувствует и воспринимает (способен слышать, например) окружающую среду, у него присутствует некий ментальный процесс. Но вовне он... Читать далее
Консультация (Skype) 3 000 руб. Связаться: https://vk.com/gertolegПерейти на vk.com/gertoleg
Анонимный комментарий
8 августа 2022
Оригинально
Познание мира.  · 7 авг 2022
Есть такое состояние при котором психика безучастна,отключена. Ф.Периз(1969) назвал такое состояние "уходом в плодотворную пустоту". Сгущение фокуса внимания "в глубь себя"до эффекта аустресса при котором происходит изменение биологического гомеостаза и постепенный переход к углублённому состоянию изменённого сознания при котором перестают существовать обозначающие и соо... Читать далее
Психолог, частная практика  · 12 авг 2022  · taplink.cc/alexey_valyrin
Думаю нет, так как, по сути психика это симбиоз работы центральной нервной системы и головного мозга. Нет ни одного процесса, где бы они не были бы затронуты 
Обычный психологПерейти на taplink.cc/alexey_valyrin
при большом желании вы можете упростить любой сложный процесс до простейших форм. но. вы и правда считаете что... Читать дальше
Химик по образованию. С детства интересуюсь политикой и вообще всем.  · 9 авг 2022  · leokrut.com
Всё можно, но невозможно.
Простая аналогия. Процессы в компьютере совершенно точно известны, но настолько сложны, что буквально никто не сможет за обозримый промежуток времени их описать словами. Тысяч жизней не хватит, чтобы сделать это только для одной секунды работы процессора.
А мозг сложнее.
Леонид СахаровПерейти на leokrut.com
Анонимный комментарий
9 августа 2022
Так я не про "описать" В отношении компьютера мало у кого возникают идеи, что совместно с "железом" реально... Читать дальше
Живу в провинции, пишу с ошибками, читаю по слогам.   · 8 авг 2022
Есть, но это то, что  уже  редуцировано в вашем вопросе. Психика это свойство высокоорганизованной материи отражать изменения окружающей среды для приспособления и выживания организма  или вида. Мозг это орган  центральной нервной системы животных, позволяющий им оценивать изменения  собственного состояния и  окружающей среды для приспособления и выживания. Поведение... Читать далее
1 эксперт согласен
Анонимный комментарий
8 августа 2022
Нечистый приём, который применяет Светлана, называется "соломенный человек" (Straw man): оппоненту приписано... Читать дальше
Классику мы ценим за вневременную актуальность. Не все, что хорошо, ново, и не все, что...  · 7 авг 2022
Все рассчитывали, что не редуцируется никак иначе как неделимость атома, а оказалось все гораздо сложнее. Все говорили, что воздух - это пустота, а оказалось материи и там предостаточно.
Проявление материи может оказаться более разнообразным, чем сейчас фиксируется.