"Сова Минервы вылетает в сумерки" — фраза из Предисловия Гегеля к "Философии права". Гегель имел в виду, что философ приходит со своими обобщениями тогда, когда большинство общественных процессов уже осуществилось и даже успели устареть. Когда возникла философия права, уже возникли и общины, и государство, и право, эти институты вполне прошли необходимый цикл своего развития и даже выродились, например, ко времени Платона. Это метафорически и названо сумерками.
Поэтому задача философа — не научить людей создавать институты, этим он отличается от древнейших священных законодателей, но показать, как эти институты возможны как место встречи духа и реальности, сознания и бытия, и тем самым уточнить специфику бытия и специфику сознания. Философ сравнивается с совой, как атрибутом богини мудрости Афины, потому что он экспериментирует, а не просто обладает мудростью.
Мысль Гегеля не обязательно означает скепсис и разочарование в потенциале философии для проведения реформ, напротив, в гегельянстве возникало множество реформистских и революционных течений, для которых как раз философ гегелевского типа может дать точные социальные диагнозы, а значит, правильно направить современную политику. Например, Деррида примерно в том же смысле говорил "В начале были руины" — философ, зная, что всё смертно, может при этом осмыслить начало как точку определенного справедливого и оправданного отношения к происходящему, не зависящего от суеверий и разрушений (предрассудков как разрушительных предубеждений, отражающих разрушение).