Вопрос очень философский, поэтому и мой ответ тоже будет таким же. Но с толикой научной вероятности :)
Развитие подразумевает под собой множество взаимозависимых и независимых переменных, влияющих на изменения.
Например, если мама часто критиковала свое чадо по поводу и без, то чадо, ожидаемо, может вырасти самокритикующим, так как мать неосознанно закладывает в ребенка установки, вроде: "Я плохой", "Я ничего не могу", "Я никому не нужен" и т.д. Это развитие низкой самооценки повлекло за собой то, что человек может зависеть от этой переменной в плане собственной успешности в дальнейшем своем развитии как личности. Получается, что переменная является зависимой и туда, и обратно: сначала он сам зависел от отношения к себе (такое себе было отношение), а теперь от его отношения к себе зависит его будущее.
И эта переменная "подвижна" под его собственными изменениями. Каким образом? Развитие: чтение книг, сепарация от родителей, походы к психологу/психотерапевту, обретений тех, кто его будет ценить как личность, ценить поступки и т.д. Или деградация: аддиктивное (зависимое) поведение, уход из реальности, закрытие от социума и т.д. Теперь это зависит от самого человека.
Если рассматривать независимые переменные, то можно выделить те, что обычно (но не всегда) не выбираются и относительно статичны: пол, возраст, сами родители и т.д. Нет, разумеется, важно, какого ты пола, какие родители, где родился, какой у тебя возраст и это безусловно влияет на нынешнее положение дел.
Однако сам пол, возраст, родители относительно "недвижимы" - то есть человек их самостоятельно не меняет (смена пола, омолаживающие процедуры, смена родителей/опекунов и т.д. - это скорее исключения). Такая, я бы сказала, односторонняя зависимость.
Таким образом, развитие или деградация (!) обуславливает качество жизни человека, включая зависимые и независимые переменные, влияющие на его дальнейшие изменения.
Познание входит в развитие: если мы хотим улучшить качество своей жизни, то знание о том, как это сделать, является необходимостью, тем фактором, той переменной, которая может это обеспечить наравне с опытом или даже противореча ему.
Тот же пример: личность, выросшая в деструктивной семье, обретя необходимые психологические знания, может выстраивать свою жизнь по-другому, несмотря на свой болезненный опыт. А не обретя - обычно может получить тот же самый опыт, если не хуже, потому что еще нет знаний о том, как можно по-другому. Зато негативный опыт - уже постулируется как знание.
Я по-своему, как и хотела, ответила на этот интересный вопрос, спасибо, если читаете :)