Ох, вы и задачи ставите… Настолько универсальную инструкцию составить сложно: получилась бы целая книга.
Кроме того, такая инструкция уже есть в учении Христа: гасить добром зло, даже если единственно возможное добро - это молиться за другую конфликтующую сторону, чтобы ей был дан разум, достаточный для взаимовыгодного разрешения конфликта. Ее, конечно, трудно понять в оригинале, в ее толкование вкралось немало искажений, поэтому рискну дать свой ответ.
"Око за око" не работает.
Если в конфликте вести себя как жертва, то и попадешь в роль жертвы.
Если вести себя как агрессор, то рано или поздно, тоже попадешь в роль жертвы - этим ролям свойственно сменять друг друга с роковой неумолимостью.
Если речь о вменяемых, психически не совсем разрушенных людях, находящихся в сознании более, чем на 80%, то самый взаимовыгодный способ разрешения конфликта - сотрудничество.
Посему инструкция следующая.
- Изыскать возможность выслушать и правильно понять желания друг друга. Не путать здоровые естественные желания с маниакальными страстями. В основе здоровых желаний лежит любовь к жизни. В основе маниакальных страстей - страх потери материальных ресурсов. Желание убить кого-то, унизить, сделать рабом или что-то разрушить в угоду этому страху или для поддержания болезненного честолюбия (унижения другого для поднятия своей убитой самооценки) здоровым быть не может.
- Стараться искать и находить малейшие общие интересы для сотрудничества друг с другом.
- Изыскать в себе достаточно смирения, чтобы простить друг другу уже причиненную в прошлом боль, сознательно отказаться от дальнейшей мести, от любых взаимных оскорблений, поучений, унижений и обесценивания точки зрения. Это все совершенно неконструктивно. Месть - это то, что наращивает конфликт и делает его бесконечным.
- Найти смелость говорить прямо правду друг другу, не избегать общения и не замалчивать то, что не устраивает, не говорить загадками или намеками, чтобы исключить неправильное понимание друг друга. Ложь - форма агрессии, причем эта агрессия всегда направлена в обе стороны. Свои интересы предавать также недопустимо: правду говорить надо в первую очередь себе, и не лгать ни в угоду другой стороне в ущерб себе, ни ради своей выгоды в ущерб другой стороне.
- Постараться сделать что-нибудь, не разрушающее себя, в интересах другой стороны. Пусть небольшое, но действие. Хоть доброе слово. Это самое трудное - продраться сквозь свою ненависть, чтобы увидеть хорошее в противнике.
- Если неизбежны жертвы, то всегда выбирать жертвовать менее одушевленной материей в пользу более одушевленной, если есть такой выбор, конечно. Жизнь человека - это самое ценное, что у нас есть.
Если личность разрушена до психотического состояния, эта инструкция не действует. Психотик или не тестирует реальность, или не всегда ее тестирует, причем невозможно предсказать момент начала провала в таком тестировании. Отсутствие тестирования реальности может быть вызвано приемом психотропных веществ или физиологическим заболеванием. Такой человек часто вообще не в состоянии распознавать и принимать добро. Любое действие им воспринимается как злое, по его внутренним, известным ему одному, причинам.
Поэтому психотически разрушенного человека необходимо сначала физически обезопасить от самого себя и от других, и только потом вести с ним беседу, причем в еще более доброжелательном ключе.
Это все, конечно, легче сказать, чем сделать.
Очень тяжело смиряться, прощать, отвечать добром на зло, это все, конечно, против звериного инстинкта самосохранения, это кажется глупым и нелепым. Но это, тем не менее, самое выгодное поведение. Только так можно остановить эскалацию конфликта. Иначе ущерб неизбежно понесут обе стороны, а также окружающая среда и вовлеченные в конфликт другие люди. Если продолжать стремиться "победить" (получить материальную выгоду) за счет разрушения жизни другого, то проигравшими станут все.
Невозможно причинить боль другому, не причинив ее себе. Все мы - одно, мы - части единой системы. Невозможно изменить ни единой, пусть, казалось бы, самой малой, части системы, чтобы не изменилась вся система целиком.
И возвращаясь к учению Христа:
"Какой мерой меряете, такой и отмерено будет вам"
"Поступай с другими так, как хочешь, чтобы другие поступали с тобой"
Да все учение об этом.