Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Что не так с борьбой за справедливость?

Это добро? Или глупость? Или способ утолить какой-то душевный дискомфорт?
ПсихологияФилософия
Виктор Палыч Шестипалов
Спроси психолога
  · 10,0 K
самовед 🦜 способствую развитию 🦜 учу решать   · 18 июл 2022
Это способ утолить какой-то душевный дискомфорт, связанный со своей собственной неспособностью быть справедливым :)
Да. Согласен.
Слова "борьба за справедливость" звучат глупо.
Примерно как "борьба за правду".
Ну хорошо, до абсурда немного не дотягивает. Не всем ясно. Давайте так: "борьба за то, чтобы победа досталась по справедливости, сильнейшему", — теперь понятнее? Надеюсь, что да. Фантазия у меня не резиновая... Повспоминайте примеры, желательно из жизни, когда на Ваших глазах кто-то боролся за справедливость.
Вспомнили?
Ну и как?
Я вот не помню ни одного, где борьба за справедливость заканчивалась бы победой именно справедливости. В лучшем случае результат кого-то устраивает.
Не вполне, обычно.
И чем полнее, тем недовольнее бывает кто-то другой.
А потому что не надо ни бороться за неё, ни ждать справедливости. Просто будьте справедливы.
Если хотите.
Как "не надо бороться за чистоту улиц", надо их убирать.
Не надо бороться за трезвость, честность, за хорошую жизнь, благосостояние народа, мораль и нравственность, победу на Олимпиаде.
Это и глупо, и недобро. Не обязательно зло, но доброты в этом нет. Сублимация. Замещение. Вытеснение. Демонстрация. Манипуляция. Далее по списку. Иногда просто мошенничество. Канализация (политологический термин) — организация движения или направление напора толпы по безопасному руслу.
Малополезная трата энергии с вторичной выгодой.
Один мой знакомый часто повторял:
Чтобы победить грязь — достаточно быть чистым
— с несправедливостью — то же самое.
С другой стороны — не худший вариант. Борьбы.
Людям бывает важно хоть за что-то бороться.
Понимаю, печально становится, когда замечаешь в самом борце несправедливость. Которую он сам увидеть не может. Или не хочет.
Но тогда у меня вопрос: а мне-то что с этим делать?
Начать бороться, как и он; уже против него?
Или... поискать "бревно" — где-то у себя?
Внимание 💫 Ввиду обилия чатов рабочая ссылка изменена 🦜 Просматриваю в средуПерейти на t.me/svamibodhi
1 эксперт согласен
Полностью согласна с ответом!!! Только я несколько иначе говорю, чем Ваши знакомые > Чтобы победить грязь —... Читать дальше
Звучит не глупо, а мудрёно. По крайней мере для меня. Это я о первой фразе. Быть справедливым, да ещё во всём, да ещё способным к такому бытию... Нет, это в моей голове пока что не укладывается.
Просто быть справедливым? Ох, бытие мое, справедливое... Абстрактно звучит. Не, не глупо. Абстрактно. Сразу возникает вопрос "как?" Как это быть справедливым? Да ещё и во всём! Для этого надо быть всегда мудрым. А быть мудрым удаётся не каждому и не во всяких ситуациях.
Не получается ли, что справедливость и мудрость - это такая благодать, нисходящая сверху, от самого БГ? Бороться за неё не надо, ждать её от кого-либо не надо. Надо только молиться, чтобы эта благодать снизошла до тебя.
Быть чистым, не борясь с грязью... Ну, можно, конечно, если находишься в стерильных условиях, или кто-то за тебя борется с грязью. Моет полы, окна, стирает пыль с горизонтальных поверхностей, убирает мусор, смахивает паутину, стирает твои брюки и рубашки, бельё и носки. Когда ты на всём готовом, и кто-то до тебя уже поборолся с несправедливостью, а тебе-то и надо что просто быть, не борясь. Но это в абстрактном мышлении какого-нибудь барина, на которого пашут холопы. (Это я не о вас, Ладо).
Весь фокус в том, что грязь, как ты её не обходи и не прячься от неё, прилипает. Поэтому идём в баню по собственной или чужой воле, и смываем её. А она иногда не смывается так легко, как хотелось бы. Въедается в кожу. Приходится тереть мочалкой и бороться с ней. Особенно после того, как измазался в солидоле, масле, или ещё в чём-нибудь, что сопутствует тяжёлому труду механизатора, комбайнёра, шофёра, или просто ухажёра за своим великом или триммером.
И со справедливостью примерно такая же штука. Можно не бороться, чтобы не рисковать стать на какое-то время недобрым и злым. А изображать из себя справедливого без всякой борьбы. Тогда несправедливость сама пристаёт к нам. В виде неоправданного повышения налогов, в виде обмана обещаний политиков, в виде повышения пенсионного возраста, в виде ликвидации среднего класса и превращения общества в новое рабовладельческое, и т.д. То, что у нас не сопротивляются этому всерьёз, это как раз по этой методе - быть возмущённым несправедливостью, но не бороться за справедливость.
Муж обижает жену, например. Словами, поступками, действиями... Что значит для жены в этом случае быть справедливой, но не бороться за справедливо уважительное отношение мужа к ней? Что значит быть справедливым с соседями, не дающими спать или гадящими под окнами и во дворе? Можно какой-нибудь конкретики?
@Корень Владимир, похоже, конкретики у меня действительно не хватает.
Удивлён таким пониманием. В моём представлении "быть чистым" как раз таки означает и самому умываться, и вокруг себя, в своём доме и рядом с ним делать всё чистым. Хотя эта фраза относилась также к нравственной чистоте.
Откуда взялось "изображать из себя" — вообще непонятно. Изображает из себя справедливого как раз тот, кто "борется". Возмущение — начало этого. Если вслух. Если наружу.
Быть справедливым с кем-то можно только в том случае, если Вы уже с ним как-то поступаете, причём только если он в каком-то смысле зависит от Вас.
А когда Вам не дают спать соседи, причём тут справедливость? Вы что, обдумываете, будет ли справедливо нагадить им в ответ? Или, может, справедливо и дальше это терпеть?
По-моему, если тут и применим критерий справедливости, то не с Вашей стороны. Это если Вы обратитесь в суд, и он сочтёт справедливым позволить им гадить. Например, За разумную денежную компенсацию Вам душевных мук. Достаточную для оплаты труда дворника.
Возможно, однако, что я неверно понимаю само понятие справедливости. Вы вроде читали какие-то книжки по этому поводу. Не поделитесь?
@Ладо Имедашвили, да я уже забыл об этих книжках. И имена, пароли, явки. Склероз, понимаете ли. Но через некоторое время, может быть, и вспомню. А лучше набрать в поисковике "теории справедливости", и сами найдёте. Я же всё люблю сейчас говорить и писать своими словами, не по книжкам.
В случае с соседями я обдумываю, как их урезонить, а не как им нагадить в ответ. Жил как-то в общежитии. Пришлось несколько раз успокаивать разбуянившихся соседей, ибо стенки тряслись не только от громкой музыки, но и от разбивавшихся о них бутылок. Причём это растягивалось на долгое время, иногда на всю ночь. Добрых слов и попыток договориться по-хорошему такие не понимают. Одним соседям пришлось показать себя в недобром виде, т.е. набить морду. Два других по брови залитых водкой брата-акробата пытались отмутузить меня битами, но поскольку вид у меня довольно нехилый, я лишь посмеялся над их потугами и предупредил. А потом привлёк к разбору их полётов во сне и наяву администрацию. Той уже давно надоели их выходки, и она их выселила. Потом один из них ходил с совсем разбитой кем-то другим рожей и пытался меня обвинять в чём-то. Но поезд уже ушёл. А напоследок ему ещё кто-то вломил. Ну, дурак, что с него возьмёшь.
Ещё с одним придурком, мешавшим всем спать, пришлось по его инициативе помахаться. Я вызвал милицию. Та уведомила руководство завода, и его погнали с работы. Пытался у меня просить прощения, но я не видел в его глазах никакого раскаяния, а только одни конъюнктурные соображения. Нагадил я ему? Пусть как хочет, так и думает. Самому не надо было быть гадом. Я к чему? К тому, что, как мне сейчас приходит в голову, быть справедливым - это хотя бы быть порядочным человеком, а не гадом.
@Корень Владимир, согласен.
Похоже, люди часто называют борьбой за справедливость элементарное следование правилам общежития или защиту своих прав. Иногда — прав других. Мой ответ — не об этом.
Немного его поправил, кстати, после Вашего комментария.
Однако в таком ключе борьба за справедливость мне тоже не нравится, поскольку справедливость начинает выглядеть исходной ценностью и оправдывать что угодно.
Вы же не ради справедливости вызвали милицию. То есть поступили правильно и вполне порядочно, но ради себя. Это нормально, зачем апеллировать ещё к справедливости и дополнительно бороться за неё?
Для меня это выглядит как потребность в оправдании, то есть правомерности своего поступка Вам было недостаточно. Само по себе это мне понятно, хотя я считаю, что объективно тут оправдание не требуется.
Однако теоретически Вы могли зависнуть на этой потребности и продолжить "борьбу" дальше — а с некоторыми это происходит практически.
Вы же не ради справедливости вызвали милицию. То есть поступили правильно и вполне порядочно, но ради себя.
Выступал против буйства идиотов не только ради себя, но и ради других, сидевших по своим комнатам боявшимся влезть в драку хилых студентиков. Ради или не ради справедливости - это меня не волновало. Обычно в такие моменты не думаешь об абстрактной справедливости. Вызвал милицию уже по факту мордобоя. Навешали друг другу будь здоров. Но не я пришёл к нему пьяный и "с мечом". Даже если бы и только ради себя. Вы как-то ловко отделили человека от его чувства справедливости.
Такая борьба за справедливость вряд ли кому нравится. Но когда тебя уже доставали не раз, и никакие разговоры ничего не меняли, то приходится идти и делать то, что не нравится. Наверное, вы в такие ситуации не попадали, поэтому вам так удаётся всё спокойно анализировать: ради себя, ради других, ради справедливости.
И с чего бы мне было зависать в этой потребности справедливости, т.е. права на нормальный ночной сон? Обстановка нормализовалась. И всё, тишина. Мог, не мог - это всё чисто теоретически. И я не "некоторый".
О чём вы в вашем ответе, было мне очень непонятно. Потому что абстрактные рассуждения порождают много фантазий на тему того, что рассуждающий имеет в виду. Поэтому и попросил конкретизировать.
@Корень Владимир, вот я теперь сам Вас не очень понимаю. Я вроде конкретизировал, для Вас. Понятнее стало?
@Ладо Имедашвили, и я не понимаю, чего именно сейчас вы у меня не понимаете. Ладно. Чтобы не усугублять невзаимопонимание, на этой ноте и закончим.
Комментарий был удалён за нарушение правил
Профессиональный психолог, доморощенный философ, стихоплёт с юмористическим уклоном.   · 13 июл 2022
Допустим, что что-то не так с борьбой за справедливость. Когда, в каких случаях? Наверное, тогда, когда борьба выражается в противостоянии: "Я прав, а ты - нет", или "Я прав, а ты - виноват".  Добавляем сюда сверхобобщение: "Я всегда прав, а ты ваще кто такой?!" или "Я прав, вы все неправы". Далее по нарастающей: "Я …, а ты …, а вы …" Местоимение "мы" также фигурирует... Читать далее
1 эксперт согласен
С выводом я не очень согласен, но аргументация верная.
Психолог. Быстрое и бережное решение психосоматических проблем. Веду приём по телефону и...  · 9 июл 2022  · imok.su/qp
Почему вы думаете, что с борьбой за справедливость что-то не так? Любая борьба — это способ устранить какой-то дискомфорт, либо же утолить потребность, потому что неутолённая потребность вызывает дискомфорт. Бывает, что это душевный дискомфорт, бывает физический. Да и физический дискомфорт приводит к действию, только отражаясь в психике. > Это добро? По-разному. Если я... Читать далее
Одна консультация бывает полезнее тысячи ответов. Нажмите здесь, найдём решение.Перейти на imok.su/ok
1 эксперт согласен
Примерно такое же уточнение я сделала - Почему вы решили, что с борьбой за С, что-то не так? Ваш ответ наиболее... Читать дальше
Эволюционный психолог, управление стрессом, психология отношений, консультация по ВИЧ...  · 12 июл 2022
А что не так с борьбой за справедливость?но это обычный 
Да, всё так.
Нравится нам это или  не нравится, но это естественный элемент, где  каждые борется за свою справедливость.
Психологическая поддержка, ВИЧ и хронические заболевания. Платно. Увы.😎 Перейти на api.whatsapp.com/send
То есть получается, что объективная и настоящая справедливость (как и принцип распределенных баз данных)... Читать дальше
Я - врач функциональной диагностики в психиатрической больнице, разработал новый метод...  · 24 июл 2022
Тут товарищ Корень написал целый социологический трактат о справедливости. Но у этой проблемы есть другой аспект - нейрофизиологический. Во всех случаях борьба за справедливость - это инакомыслие, другой взгляд на обсуждаемую тему, и занимается этим в мозге механизм, называемый свободой воли. Его деятельность становится возможной потому, что мозг не может всё время... Читать далее
1 эксперт согласени1 эксперт не согласен
Спасибо, конечно, за рекламу моему ответу. Прочитав ваш нейрофизиологический сумбур о справедливости и свободе... Читать дальше
Психолог: консультации онлайн. Публицист, писатель.  · 9 июл 2022  · youtube.com/c/ОлегГерт_психолог
С борьбой за справедливость всё так ) Вот у нас с Вами одно яблоко на двоих. По Вашему мнению, справедливо было бы разделить его пополам. А по моему мнению, справедливо было бы, чтобы я съел яблоко один ) Моё мнение базируется, допустим, на моём превосходстве в физической силе. И если Вы начинаете возмущаться по поводу несправедливости, то я сперва бью Вам лицо, а потом... Читать далее
Консультация (Skype) 3 000 руб. Связаться: https://vk.com/gertolegПерейти на vk.com/gertoleg
2 эксперта согласныи3 эксперта не согласны
Не путает ли автор данного ответа понятие справедливости и понятие право сильного? Право силы- никогда не было и... Читать дальше
Геймдизайнер. Мастер дискуссии и срачей. Имею опыт обучения других геймдизайнеров.  · 14 июл 2022
Полагаю, речь идëт об SJW. То есть, об интерсекциональной "повесточке". Либо другие отвечающие не поняли этого, либо это у меня апофения. Проблем там несколько. 1 Проблема гендерной теории. Которая говорит, что гендер — это сугубо социальный конструкт. Биологических гендерных различий, якобы, не существует. Мало того, что это чушь собачья, так ещë и вырастает в идею... Читать далее
То есть борьба SJW это "чушь собачья" и глупость антинауки? Борьба ради борьбы? А в чем подпитка этой борьбы... Читать дальше
Только философия. Всё остальное -- её частности.   · 10 июл 2022
Если кто-то полагает, что он борется за справедливость, это не означает, что это в самом деле так.
Покажите мне, как вы боретесь за справедливость,и я пойму, почему у вас не получается. 
Человек не замечает, как сам себя обманывает.
Честность вынуждается начинать борьбу за справедливость с самого себя — вот этого никто не делает. 
А делать это надо ещё и уметь. 
Ещё как уметь. Надо . А думать-то в каком формате придется, - ой.. Пифагор ,послушав Гераклита Эфесского, автора... Читать дальше
Душепопечитель: радоваться с радующимися и плакать с плачущими.   · 21 июл 2022
Скорее это пустая трата времени, вроде борьбы с ветряными мельницами. Справедливости (по крайней мере абсолютной и полной) в человеческом обществе не существует.
Руковожу ИТ проектами по науке. Читаю сказки братьев Гримм.  · 12 июл 2022
Вспоминаю нашего поселкового борца за справедливость. Он несколько лет боролся за снос незаконно установленных на поле гаражей. Мол, там должен был быть парк для отдыха по генплану 1970-какого-то года. Он добился своего, гаражи снесли. Но парк отдыха не появился. Поле оказалось отдано под застройку элитного посёлка. Каковой там и построен. 
С февраля в основном пишу здесьПерейти на pikabu.ru/@Yogibear