В силу того, что все предыдущие ответы выразили только субъективное отношение к критике, решила дать более подробный ответ (по запросу автора вопроса).
Этимология слова КРИТИКА -- (от лат. critica, греч. κριτική: κρίνω) сужу, выношу приговор. Из этого понимания возникло слово критикан.
Толковый словарь С.И. Ожегова даёт следующую трактовку понятию:
КРИТИКА -- 1) обсуждение, разбор чего-нибудь с целью оценить, выявить недостатки; 2) отрицательное суждение о чем-нибудь, указание на недостатки.
В Литературной энциклопедии слово «Критика» определяется как суждение и утверждается, что не случайно слово «суждение» тесно связано с понятием «суд». Исходя из этого понимания доктор культурологии С.П. Исенко в научной работе делает вывод:
судить означает делать окончательный квалифицирующий вывод об объекте, т. е. либо осудить его, отвергнуть, либо оправдать, признать положительным, причем, конечно, этот суд может быть аналитическим, т. е. одни элементы судимого объекта могут быть признаны положительными, а другие - отрицательными. Всякая критика действительно включает в себя, если она хочет быть основательной, своего рода следствие, т. е. подробное рассмотрение предмета, а также приговор о нем.
Не существует единой классификации Критики, но можно выделить различные виды критики.
- В философии критику делят на:
- прикладную, где предмет критики рассматривается отрицательно, всячески снижается - вплоть до разрушения.
- теоретическую, которая ищет достоинства предмета, допускает правоту критикуемого и собственную неправоту, научает критикующего в том, чего он не знает.
- философскую в виде самокритики, которая проблематизирует все, в первую очередь, самого себя и основания своего подхода.
- Критику подразделяют на:
- деловую, которая направлена на выявление ошибок в действиях, определение их причин и конкретных путей выхода.
- морализирующую, которая носит обвинительный характер и направленная против провинившегося.
- В деловой коммуникации критику делят на:
- позитивную, предметом которой являются дела и поступки, а не личность человека, его особенности, характер, умственный потенциал. Цель критикующего - выявить действительные причины допущенных ошибок и пути их решения.
- разрушительную, то есть у критикующего только одна позиция, одна точка зрения, он заранее присвоил себе право быть правым.
- конструктивную, цель которой не уничтожение оппонента, а совместный поиск средств преодоления обнаружившихся трудностей и проблем.
- Ученые подразделяют критику на:
- обобщенную (огульную), к которой относятся различного рода оскорбления и фразы, включающие обобщающие слова «никогда», «всегда», «никто», «все время», то есть упрекающая критикуемое лицо.
- несправедливую по оценке критикуемого. Данная критика является деструктивной и может восприниматься как демонстрация критикующим своего превосходства, возможно, своей власти над тем, на кого его критика направлена. Деструктивность проявляется в грубом, агрессивном осуждении или осмеяние его дел, поступков, утверждений и аргументов,
- справедливую, которая признаётся критикуемым подразделяется на щадящую или наказывающую.
- Щадящая это критика-комплимент, когда по форме делается комплимент, а по содержанию -критика.
- Наказующая, но проявляющая уважительное отношение к критикуемому.
Таким образом, критика это всегда оценка, которая выявляет недостатки, ошибки, заблуждения и может подпортить и/или разрушить отношения. Поэтому С.П. Исенко, будучи культурологом говорит:
Прежде чем приступить к критике, желательно выяснить, нельзя ли исправить дело иначе... и четко ответить на следующие вопросы:
1) насколько она к месту и ко времени, то есть служит ли она интересам дела;
2) каковы возможные последствия критики...
В преддверии серьезной критики следует помнить, что внешняя критическая оценка влияет не только на самооценку человека и его репутацию, но и на общественное мнение о критикующем его человеке. Не случайно древнеиндийская мудрость гласит:
«Не подобает разумному вести в собрании дурные речи о другом».
P.S. Надеюсь, что из моего ответа понятно, что критика в диалогах психолога с клиентами не уместна.