Для меня критика — это указание на недостатки, которые можно исправить. Исправляя что-то, человек может это улучшить, поэтому критика может быть дружеской, доброжелательной, если критик хочет помочь и критикует умело.
Если же критик это делает неумело, в т.ч. указывает на недостатки, не относящиеся к делу, или которые не могут быть исправлены, такую критику я назову неконструктивной. Неконструктивную критику нередко используют для унижения, или чтобы одержать верх, когда нет аргументов.
Допустимо ли психологу критиковать клиента?
Психолог не должен оценивать, т.е. оперировать словами "плохой", "хороший" и т.п. Но он обычно анализирует клиента, выявляя ошибки (например, когнитивные ошибки). Указание клиенту на его ошибку и будет критикой. По возможности этого лучше не делать, а подводить клиента к самостоятельному выявлению ошибки. Но иногда, в дружеской, доброжелательной форме, я считаю это допустимым.
Например, если клиент прямо спрашивает: "Что я сделал не так?" Я не люблю, когда психологи на такой вопрос отвечают вопросом. И сам я скорее всего отвечу не вопросом, а прямым ответом на вопрос. Что это, если не критика?