Не представляете насколько сложно ответить на вопрос - Что такое ценности?
В психологии нет единого определения понятия "ценность". Например, В.В. Крюков считает, что
«Ценность есть нечто всепроникающее, определяющее смысл и всего мира в целом, и каждой личности, и каждого события, и каждого поступка.
Концепция ценностей Ш. Шварца и В. Билски говорит, что ценности это мотивационные цели, служащие руководящими принципами в жизни индивида.
М. Рокич, самый известный исследователь ценностей, создавший методику изучения личностных ценностей, рассматривает их как вид убеждений, занимающий центральное положение в системе убеждений.
В.П.Тугаринов считает, что
Ценностные отношения субъекта к внешнему миру, опосредованы ориентацией человека на других людей, на общество в целом, на существующие в нем идеалы, представления и нормы.
Его типология ценностей выглядит следующим образом:
- Общественно-политические ценности - свобода, братство, равенство, справедливость.
- Духовные ценности - образование, наука, искусство.
- Материальные ценности - техника и материальные блага, они могут выполнять функцию стимулятора индивидуально-психического развития лишь в совокупности с общественно-политическими и духовными ценностями.
С.С. Бубнова, опираясь на концепция М.Рокича, создала трехуровневую иерархическую модель системы ценностей:
1. Ценности-идеалы, являющиеся наиболее общими, абстрактными (духовные, социальные, материальные). Духовные и социальные ценности объединяют в себе соответственно познавательные, эстетические, гуманистические, др., кроме того, ценности социального уважения, социальных достижений, социальной активности, др.
2. Ценности-свойства, закрепляющиеся в жизнедеятельности и проявляющиеся как свойства личности (общительность, любознательность, активность, доминантность и т.д.);
3. Ценности-способы поведения, наиболее характерные средства реализации и закрепления ценностей-свойств.
----------------------
Не взирая на то, что в определении понятия "ценности" есть разногласия в психологическом сообществе,по поводу формирования ценностей все едины. Значительную роль в формировании (приобретении) ценностей ребёнком играет его ближайшее окружение с самых ранних лет.
Первые ценности закладываются у ребёнка семьёй в понятиях "хорошо и плохо". По мере взросления на формирование ценностей оказывает влияние более широкое окружение (воспитатели, учителя, друзья), а также различные национальные, религиозные и социальные воззрения и традиции. В подростковом возрасте начинает формироваться собственная шкала ценностей через собственные переживания. И по мере взросления личная шкала ценностей может меняться. Так возрастные кризисы - это всегда переоценка ценностей, которыми руководствовался человек до его наступления. Например, человек с юношеских лет считал самой важной ценностью карьеру и социальный статус, а кризис середины жизни привёл к заключению, что самое ценное - это честность и порядочность в межличностных отношениях.