Расскажу три истории.
Первая произошла в самом начале 00-х. Я работал в турфирме и мы тогда начинали отправлять туристов в большом объеме. И вот к нам однажды приходит налоговый инспектор, показывает удостоверение и спрашивает, принимаем ли мы наличные деньги, а мы за путевки принимали деньги, естественно. Тогда он просит показать, как мы оформляем прием наличных денег, что даем туристам взамен денег. Оказалось, что оформляли мы неправильно: должен был быть кассовый чек и путевка, образец которой установили совсем недавно. У нас ничего не было, и они начали грозиться, что нам грозит ревизия всех документов, по полной программе. Мы так думаем, что к нам пришли по наводке. Тогда мы давали в газетах много объявлений, могли увидеть и прийти. Но это маловероятно: налоговики пришли и уже знали, что спрашивать. Я думаю, что кто-то из туристов, который купил у нас тур, увидел, какие мы даем документы взамен денег, и решил дать своим знакомым заработать или поживиться самим.
Мы заплатили тогда сумасшедшую сумму, три тысячи долларов, и сразу. Сумму словами никто не называл, только говорили: «Это будет стоить столько» и писали сумму на бумажке. Все было очень открыто, никто ничего не скрывал, а вся процедура заняла несколько дней. В первый раз они пришли, указали нам ошибку. На следующий день пришли опять: поняли, что мы идем на контакт. Назвали сумму и в третий раз пришли уже за деньгами.
Вторая история про бессовестного гаишника.
Я ехал на машине, поворачивал налево и левым колесом заехал за разделительную полосу сантиметров на 10. Место было такое, что прямо напротив меня стоял гаишник, который все увидел. Но он меня не остановил, я поехал дальше, и на следующем Т-образном перекрестке стоял второй пост, который меня и остановил. Он начинает мне объяснять очень подробно, что я совершил просто жуткое правонарушение, выезд на встречную полосу, который стоит диких денег. Тут начинается смешная и долгая торговля. Я ему объясняю, я ничего не нарушал. Он начинает на бумажке рисовать какие-то схемы. Я говорю, ну давайте пойдем к тому месту, где я сделал этот ужас, и вы мне все покажете пальцем. При этом он забрал у меня права, и я не мог уехать. Одновременно он регулировал движение, останавливал другие машины, кому-то что-то говорил, возвращался ко мне.
Речь велась вокруг очень крупной суммы, несколько тысяч рублей.
У меня нету.
Тогда мы отберем права и вы получите их только за сто тысяч…
Делайте, что хотите. Встречки у меня не было, и денег у меня нет.
Ну, а сколько-нибудь у тебя есть?
Сколько-то есть.
И сколько есть?
Ну четыреста рублей.
Вот так разговор резко съехал с нескольких тысяч до четырехсот рублей. Самое смешное было потом. Ему нужно было как-то деньги взять: трасса просматривается хорошо (Ярославский проспект), мимо нас едут машины, идут пешеходы – что же делать? Я тянусь за кошельком, он хватается за голову: «Что ты, что ты, что ты, какой кошелек, с ума сошел! Иди в машину».
Я иду в машину, сажусь, опускаю окно, он просовывает кисть в окно: между пальцами у него зажаты мои права. И он говорит: «Давай вот туда, туда под права, подсовывай». И я ему четыреста рублей подсовываю, а права свои постепенно вытаскиваю.
Третья история про совестливого гаишника. Что-то я опять нарушил, меня останавливают, и гаишник грустно, с тихой тоской в голосе говорит: «Ну, надо как-то решить….»
И тут он начинает очень долго рассказывать про тяжелую жизнь. Как ему трудно живется: «Ну ты же понимаешь, что я эти деньги прошу не для себя? Это все идет туда, наверх, наверх. А если я не буду туда наверх платит деньги (которые ты мне должен дать), то тогда я подставлю свою семьи и моим детям будет нечего кушать». Я говорю, что я ничего такого не нарушил. И он опять говорит, что он не для себя, а все для кого-то, для кого-то.
Совестливым он оказался потому, что минут через 15 разговора он сказал: «Ладно. Возьми права и дай, сколько не жалко. Ведь иначе», - задумался он в конце нашей беседы, - «я занимаюсь вымогательством. А это уже очень тяжелая уголовная статья. Мы так не работаем».
Не сама, но недавно моя бабушка попадала в больницу и после того как скорая её увезла, моя мама вернулась домой и сказала, что чтобы бабушку плолжили в нормальную палату ей пришлось дать взятку главе отделения.
Лет восемь назад мой родственник попал под джип в Москве. Его не начали оперировать, пока больница не получила N-сумму наличными. Я не помню, сколько нужно было денег, но помню, как мы пытались собрать деньги, вспоминали знакомых в Москве, которые могли бы получить перевод (карточки тогда были не у всех), вот это всё.
С бытовой крупицей мы сталкиваемся почти ежедневно: платим штрафы на месте, ускоряем очереди и т.д. Любая оплата мимо кассы - коррупция. Так что, скорее нужно спрашивать есть ли хоть кто-то, кто не сталкивался с коррупцией и пусть расскажет как ему это удается)