За то, что нет [и может не будет, кто же знает] никого столь же смелого, готового пропустить сквозь себя главные катастрофы века, рассказать на весь мир в полный голос. В противовес художественному, предоставить - уязвимый для критики, агрессии и отрицания - документальный текст, фиксирующий главные преступления человечества против человечества.
Книги Алексиевич - это как бы ведь и не ее книги - не она их пишет, это все те убитые, униженные, изнасилованные реальностью, все эти крохотные люди посреди урагана, всеми отброшенные и утилизированные истории, как "регулярные" жертвы прогресса и естественного хода истории говорят, а она только артикулирует, вычищает до болезненной ясности. И даже если прием придуман задолго до, Светлана Алексиевич делает предметом своего исследования человека - того единственного, кого весь 20-й век прячут и которым жертвуют во имя идеи, светлого будущего и яблонь на Марсе.
Не было [может, и не будет] того, кто посвятил свою жизнь столь страшной диагностике реальности, проявлению скрытого симптома человечества, который называется - институт власти.
И в общем весьма ясно почему при таком ракурсе в России Алексиевич не является массовой, как бы даже почти непрочитанной, существующей не для тебя, не для меня, а для какого-то другого абстрактного читателя: для общества, которые с большим трудом может представить себе завтрашний день, проблематизация прошлого, сомнение в школьном схематичном знании, в допущении, что "вдруг действующая власть может так же...", и вдруг "Цинковые мальчики" - это те самые мальчики, завербованные в Ростове, в Дебальцево(?) - является тем самым фронтиром, за которым приходит рефлексия о "сегодня" и "завтра", а вот об этом думать уже не хочется. Для каждого лучше - с абстрактным светлым завтра, с абстрактным яблонями на Марсе.
Ну как это не было? А Херта Мюлллер? Ей в 2009 примерно за то же дали Нобелевку.
По произведениям Светланы Алексиевич в СССР школьники писали сочинения на выпускных экзаменах. Произведение «У войны не женское лицо» считалось хрестоматийным.
Наверно современной России не подходит культ пацифизма эпохи застоя.
Самый адекватный ответ и ни одного плюса. Ай да ресурс, ай да маладцы!