Почему говорят, что музыка тесно связана с математикой?

ОбразованиеМузыка
Julia Tso
  · 14,0 K
ОтветитьУточнить
Dmitriy Razorenov
Химия
11,1K
Старший научный сотрудник ИНЭОС РАН, химик, музыкант и радиолюбитель  · 21 окт 2015

Например, из-за того, что у нас в ушах стоят такие штуки - улитки, которые раскладывают все что мы слышим в ряды Фурье. Так сложный сигнал раскладывается по частотам, и мы можем их анализировать уже по отдельности. Каждая звучащая нота - это не просто синусоида с одной частотой - это группа объединенных гармоник с определенным соотношением интенсивностей, которые меняются в динамике, определяя тембр того или иного звука. Поскольку слух ориентирован на восприятие звучащих объектов, мы можем воссоздавать некий образ этого объекта - какой он, большой, маленький, деревянный, металлический. По фазовым характеристикам понимать насколько близко к нам звучит этот объект (хотя иногда пишут, что фазовые различия мы не слышим, но на атаках, на самом деле слышим, это эволюционно заложено). По окрашиванию звуков и реверберации мы можем анализировать помещение - то есть практически мы строим сверточную функцию.

То есть даже на уровне физики звука и нашего слухового восприятия появляются целые массивы данных, которые довольно круто обсчитываются мозгом, даже если хозяин этого мозга не очень понимает в математике.

Темперированный строй, на котором строится практически вся современная музыка появился только тогда, когда начали изучать логарифмы и степенные функции. Понять, что c помощью формулы 2^(n/12) можно довольно близко представить все 12 полутонов, которые изначально появились из соотношений октав, квинт и кварт (1:2, 2:3 и 3:4) - это было круто. Лады на грифе любой гитары - результат математического расчета.

То, как строятся гармонии и мелодии очень сильно завязано на комбинаторике. Варианты соединений аккордов, движение голосов вверх или вниз, функция какой-нибудь отдельной ноты в одном аккорде и в следующем за ним - все это тоже математика.

Ритмическая составляющая музыки, сочетания звуков с разными длительностями, акцентами, в разных размерах. 4/4, 3/4, 6/8, 5/4, 7/8, целые, половинки, четверти, восьмые,шестнадцатые, триоли, ноты с точкой, свинг. Тут вообще очевидно, что нужно считать. Кстати почему-то мат-роком называют группы, замороченные на ритмической сложности, как будто, в остальных аспектах математики меньше. И народную музыку, даже довольно хитрую ритмически, со сложными меняющимися размерами и полиритмией мат-роком не называют :)

Ну и конечно электронная музыка, синтезаторы, эффекты, плагины, сами DAW, оцифровщики, компьютеры - как все это может существовать без математики?

559
Существует не только матрок. Однако спасибо, что упомянули. Матметал, матджаз, маткор. Эти ответвления очень... Читать дальше
Комментировать ответ…Комментировать…
Андрей Ларионов
Топ-автор
40,0K
пользователь TheQuestion.  · 5 окт 2017
Ещё про музыку: Почему музыка доставляет удовольствие человеческому слуху? Также: Почему не все люди восприимчивы к классической музыке? Как мозг выбирает, какая музыка нам нравится, а какая нет? Почему одним людям нравится одна музыка, а другим - другая? Как формируется музыкальный вкус? Читать далее
174
Комментировать ответ…Комментировать…
Образовательные и гуманитарные проекты  · 18 нояб 2015
Ян Раух, один из основателей Умного Лагеря Марабу говорит об этом так: "Математика – это гармония, на которую откликается практически любой. Это простая, ясная игра, «Угадай мелодию». В математике, как и в музыке - не бывает людей, которым совсем не нравится музыка. Есть известная заметка Пола Локхарда «Плач математика», где он сравнивает школьное преподавание... Читать далее
Комментировать ответ…Комментировать…
специалист  · 26 мая 2015

Ритм, нотная запись, долгота звучания, возможность использование математики для описания музыки - вот только некоторые аспекты взаимного проникновения музыки и математики.

http://geektimes.ru/company/vertdider/blog/242819/

Кавайное пианино :DD

Комментировать ответ…Комментировать…
Ветеран ЖЖ  · 26 мая 2015
Потому, что частоты тонов в музыкальном ладе связаны простыми соотношениями 1:2 (октава), 2:3 (квинта), 3:4 (кварта) и так далее. Плюс есть более сложные, основанные на логарифмах с основанием 2, соотношения в так называемом темперированном строе, позволяющем играть произведения одинаково во всех тональностях. Ритмические длительности точно так же связаны простыми соотно... Читать далее
144
Комментировать ответ…Комментировать…
Не исключено, что человеческий мозг, это всего лишь разновидность вычислительной машины со всеми вытекающими из этого хорошими и плохими последствиями. В таком случае музыка - один из видов деятельности и восприятия этой машины. Какие-то звуковые аналогии заложены в мозг от рождения, какие-то приобретаются в ходе накопления жизненного опыта. Есть версия, с которой и я... Читать далее
116
Комментировать ответ…Комментировать…
Вы знаете ответ на этот вопрос?
Поделитесь своим опытом и знаниями
Войти и ответить на вопрос