Автор вопроса отсылает к известному документу — письму Н. Страхова Льву Толстому о Достоевском. Написанное в 1883 году, письмо это после публикации его тридцать лет спустя вызвало гнев не только близких Достоевского, но и литературной общественности. В этом письме Страхов, описывая свои отрицательные эмоции от общения с Достоевским, в частности, пересказывает свидетельство третьего лица:
«Его тянуло к пакостям и он хвалился ими. Висковатов стал мне рассказывать, как он похвалялся, что соблудил в бане с маленькой девочкой, которую привела ему гувернантка».
Висковатов — филолог, издатель и биограф Лермонтова. Близкими друзьями с Достоевским они не были. Но известно, что в том же грехе Достоевский признавался Тургеневу, с которым одно время был в гораздо более близких отношениях; когда Тургенев возмутился, Достоевский произнес: «А ведь это я все изобрел, Иван Сергеевич, единственно из любви к вам и для вашего развлечения!» Шуточка, надо признать, вполне в духе Достоевского, который очень любил подобное «а я это нарочно придумал».
Анна Достоевская, вдова Ф.М., писала: «Письмо Н. Н. Страхова возмутило меня до глубины души. Человек, десятки лет бывавший в нашей семье, испытавший со стороны моего мужа такое сердечное отношение, оказался лжецом, позволившим себе взвести на него такие гнусные клеветы! Было обидно за себя, за свою доверчивость, за то, что оба мы с мужем так обманулись в этом недостойном человеке». По ее словам, «сцена в бане», которую Страхов относит на счет самого писателя, была лишь вариантом поведения Ставрогина, героя «Бесов», в главе «У Тихона»:
«Варьянтов было несколько, и между ними была сцена в бане (истинное происшествие, о котором мужу кто-то рассказывал). В сцене этой принимала преступное участие "гувернантка", и вот ввиду этого, лица, которым муж рассказывал варьянт (в том числе и Страхов), прося их совета, выразили мнение, что это обстоятельство может вызвать упреки Федору Михайловичу со стороны читателей, будто он обвиняет в подобном бесчестном деле "гувернантку" и идет таким образом против так называемого "женского вопроса"...
И вот этот варьянт романа, эту гнусную роль Ставрогина, Страхов, в злобе своей, не задумался приписать самому Федору Михайловичу, забыв, что исполнение такого изощренного разврата требует больших издержек и доступно лишь для очень богатых людей, а мой муж всю свою жизнь был в денежных тисках».
Подробно о «ставрогинском грехе» в жизни и творчестве Достоевского можно прочитать в работах Виталия Свинцова: автор приходит к выводу, что Достоевский с неотвязным ужасом думал о педофилии как о самом страшном грехе, который так или иначе связан с его основными этическими рассуждениями: изнасиловать ребенка — это самое страшное, не только по причине физического насилия, но и потому, что это предательство чистоты и доверия. Совращение малолетних так или иначе присутствует и в «Преступлении и наказании», и в «Братьях Карамазовых».
И совершенно не удивительно, что Достоевский, которого всегда называли писателем-психологом, умевший, по мнению многочисленных исследователей, вжиться в своего персонажа, стать им, высказаться совершенно с его точки зрения, мог мысленно примерить этот грех на себя, прийти в ужас, даже поверить, что он совершил его. Такие случаи в психиатрии описаны, а у Достоевского, разумеется, были проблемы с психикой.
Кстати, известен еще один случай подобного литературного психоза. В «Лотмановском сборнике 3» опубликована очень подробная статья Моники Спивак о фобии Андрея Белого: писатель всю жизнь боялся, что его обвинят в совращении малолетних — при том, что никогда не давал к этому никакого повода.
Анастасия, скажите, какие по вашему мнению биографические материалы о Достоевском стоит прочитать?
Вопрос исчерпывающе рассмотрен у И.Волгина в, емнип, "Родиться в России".
Спойлер: нет, не был; был в раннем детстве свидетелем смерти изнасилованной девочки - о чём сам и рассказывал.
Сплетня же об изнасиловании как держалась на убеждении "Достоевский - псих, а психи на всё способны", так и держится.
Художественное творчество Гитлера вы тоже оцениваете индивидуально, не обращая внимание на личность автора?
Возможно нет. Но Толстой был латентным геем/педофилом/геепедофилом точно. Убедиться в этом вы можете прочтя 19 главу Ивины его автобиографии. ilibrary.ru
Советую прочесть хотя бы из уважения к самому себе.
У вас конечно есть куча поводов меня минусовать до мозоли на пальце, но факт остается фактом.