Можно ли решить проблему безбилетного проезда без турникетов в наземном транспорте?

РоссияТранспорт+2
The Question
  · 7,3 K
ОтветитьУточнить
Директор Института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ, член Градостроительно...  · 15 мая 2018

Это вопрос очень тяжелый. Всем прекрасно понятно, что турникеты сильно портят эксплуатационные показатели любого транспортного предприятия. Есть время рейса, и на каждой остановке приходится прибавлять несколько минут, потому что одно дело – люди вошли в три широкие двери, и другое – они по одному проходят в переднюю дверь. Соответственно, на одну и ту же транспортную работу нужно больше минут, а значит, больше транспортных средств, и так происходит со всеми эксплуатационными показателями. Это жутко невыгодно перевозчику. Потому что чем лучше пассажирообмен – быстро вышли, быстро вошли, – тем меньше время рейса, и тем меньше нужно транспортных средств на обслуживание одного и того же потока. Почему же тогда перевозчики идут на такую меру, как задержка посадки? Да потому что пока в Москве не поставили турникеты, уровень безбилетного проезда зашкаливал за 35-40%, то есть почти половина пассажиров за проезд не платила. Это мера от отчаяния, транспортное предприятие – не клондайк, это суровая экономика, и в ней очень плохо с деньгами.

Можно ли в принципе отойти от системы турникетов? Тут есть моменты и организационные, и поведенческие. Разумеется, при наличии жесткой системы контроля и больших штрафов рано или поздно город приучает своих пассажиров платить. Но вопрос в том, что не каждый город на это идет, потому что это очень конфликтно. Сильно меняет ситуацию технический прогресс в области всяких электронных устройств – если у человека билет запаян в смартфоне, он уже привык, он платит за месяц вперед, и у него это учтено в бюджете. Но, к сожалению, даже технический прогресс не является панацеей. Понятие «фрирайдер» – по-русски «безбилетник» – существует во всем мире, и если транспортное самообучение города, когда люди и машины учатся как-то по-другому вести себя ради повышения безопасности, подтверждается цифрами, то в отношении поведения пассажиров такого эффекта нет. Как от этого избавляться? Разными способами. Самый из них любопытный – это павильонная посадка, которая принята во всех системах BRT. То есть я вхожу не сразу в автобус, а в павильон, как в метро, через турникет, а в автобус уже вхожу свободно.

Комментировать ответ…Комментировать…
Главный эксперт Центра транспортного моделирования НИУ ВШЭ  · 14 мар 2015
Дело в том, что в Москве исходят по очереди из двух посылов. Сначала было популярно бороться с заторами, и турникетов не было. Зато были зайцы. Потом главной идеей стали финансы, их собираемость выросла в разы, но общественный транспорт стал вносить свою лепту в пробки. С приходом Собянина турникеты снова попали в немилость, но пока стоят. Тут какие могут быть... Читать далее
640
Институт курсирующих контролёров и огромных штрафов решает множество проблем. Во-первых, решается проблема... Читать дальше
Комментировать ответ…Комментировать…
ДА МОЖНО! Сделав проезд полностью бесплатным, как это делают в некоторых европейских городах и странах. Сразу отвечаю на глупый вопрос за чей счет? За счет налогов и вместо ненужных городских праздников,  постоянных ремонтов, ненужной плитки и другой глупости которой у нас любят заниматься чиновники, кроме того бесплатный проезд даст огромную экономию ввиду сокращения... Читать далее
Такой опыт ("бесплатный" проезд за счет равных взносов в бюджет от работающих граждан) уже проводился в советское... Читать дальше
Комментировать ответ…Комментировать…
Вы знаете ответ на этот вопрос?
Поделитесь своим опытом и знаниями
Войти и ответить на вопрос