Была ли в древней Руси живопись?

Андрей Кусакин
  · 696
Вы знаете ответ на этот вопрос?
Поделитесь своим опытом и знаниями
Войти и ответить на вопрос
3 ответа

В современном понимании нет, были фрески и мозайки, древнейшие из них в Софийских соборах Киева и Новгорода. Еще были миниатюры в летописях и книгах (остромирово евангелие)

12 ноября 2019  · < 100
Комментировать ответ…
С огромным удовольствием узнаю новое сама, с еще большим - хочу делиться...

Конечно была. Бурное развитие живописи началось в 10 веке после введения азбуки, когда стал возможным обмен опытом между русскими и византийскими мастерами.

Комментировать ответ…
Читайте также

Существовала ли на Руси письменность до прихода Кирилла и Мефодия?

Существовала. Тот факт, что не расшифрована алекановская надпись, не даёт оснований утверждать , что ее не существует. Дрогичинские пломбы, надписи на пряслицах и календарях, тырновская надпись и множество других артефактов свидетельствуют о наличии не менее чем двух видов письма.

16 июня 2019  · 1,9 K
Прочитать ещё 6 ответов

Какое значение для искусства в Средние века имела церковь?

Человек, байкер, теолог, выпускник Свято-Сергиевского Православного...

Собственно всё искусство средних веков напитано Церковью. Основная тематика-библейские события и изображения святых, Христа. Будь то стены храма, мозаичные окна в готическом стиле, росписи, фрески. Основная масса произведений затрагивает вероучительные аспекты. Население в большинстве своем неграмотное и именно посредством искусства до него доносили Священное Писание. Да, эпохи сменялись, был всплеск возврата к античности, но это уже детали. Конечно архитектура. Романский период и здания напоминают крепости, готика и постройки стремятся ввысь, создавая шедевры Нотр Дамм де Пари. Или шатровые храмы на территории Руси.

Прочитать ещё 2 ответа

Когда началось и кончилось Средневековье?

Популяризатор истории, писатель. Специализация — Позднее Средневековье и Ренессанс в...  · vk.com/grand_orient

На рамки Средних веков у меня взгляд несколько необычный, скажем так. Но прежде, чем пояснять его, нужно проговорить другую очень важную вещь.

vOcIfZC0Wbs.jpg

Эта важная вещь заключается вот в чём: спорить о периодизации нет ровно никакого смысла. История как наука занимается чем? Она работает с историческими фактами. Ни один факт никоим образом не изменится, если мы вдруг отнесём его не к Средним векам, а к Античности или Новому времени. Это деление на эпохи абсолютно условно и нужно только исследователям, чтобы было удобнее — для предмета же их исследований именованные эпохи не важны.

Из этой очевидной (да не всем...) вещи следуют два вывода. Во-первых, я не могу пропагандировать свою позицию — люди вполне вольны строить у себя в голове такую периодизацию, которая им удобна для работы или просто понимания прошлого. Во-вторых, как раз об этом: нет тут незыблемых норм. Вполне можно взять и создать какую-то авторскую периодизацию или просто взяться за малопопулярную, если в этом видишь некий смысл.

Важно только пояснять, о чём именно идёт речь, когда ты употребляешь термины.

Обычно Средневековье отсчитывают с падения Западной Римской империи в 476 году. Заканчивают же, как правило — где-то в районе начала XVI века. То с путешествием Колумба в 1492, то с началом Реформации в 1517...

Мне не нравятся обе даты. И сейчас я объясню, почему.

Дело в том, что периодизация должна всё-таки иметь некую единую логику. Почему мы выделяем какую-то эпоху? Потому что вот, глядите: есть некий набор характерных признаков, трендов, особенностей. Которые начинают иметь место вот тогда-то, а заканчивают тогда-то. Вот, это она — эпоха!

И традиционные рамки Средневековья тут работают как-то не очень.

ОК, начать с падения Рима вроде бы логично. Вот он, конец Античности! Но возникает вопрос — а какое событие в начале XVI века соответствует тому, что случилось в 476? Открытие Америки вообще непонятно, каким образом тянет на точку перелома эпохи — что это поменяло в моменте и даже в ближайшие десятилетия глобально? Реформация — уже куда более серьёзно, но всё-таки в момент публикации "95 тезисов" до её победы ещё 131 (сто тридцать один) год. И опять же, как-то серьёзно на всю Европу это начнёт влиять нескоро, ну как минимум к середине века.

А главное — сравнение тёплого с мягким. Как некоторые специалисты очень даже резонно замечают — мы с одной стороны ставим огромный, системный кризис государственности в Европе, её экономики, смену её этнокультурного состава... а с другой разборки между богословами, что ещё нескоро в нечто глобальное выльются. Да и то будут во многом поводом, а не причиной той же Тридцатилетки. Это уж не говоря о Колумбе.

Если так посмотреть, то даже идея считать Средневековье до падения Константинополя выглядит как-то более разумно. Хотя опять же — какое это имело значение для Англии, скажем...

qOa-Rm9USBM.jpg

Вот тут мы подходим к важному моменту. Глобальность. Ведь в чём беда того же "Долгого Средневековья" по Ле Гоффу? В том, что он весьма, скажем так, франкоцентричен (почитайте "В поддержку долгого Средневековья" хотя бы). И вообще нетрудно заметить, что сторонники этой теории обычно или французы, или обожающие тему ВФР "левые". Я лично ни к тем, ни к другим не отношусь, и при всём уважении к Ле Гоффу (великому историку, чьи работы я настоятельно советую всем) — именно на эту идею всегда смотрел... скептически.

Будучи медиевистом, я долгое время размышлял: как же найти некую общую для всего рассматриваемого региона (Европы — про Русь отдельно поговорим в другом посте ещё раз) тенденцию? Нечто такое, что вот явно бы ограничивало Средние века на всём континенте? Это же явно не феодализм, скажем, который в начале эпохи только формировался.

И пришёл к выводу, что такой признак есть. Это широкое влияние католической церкви на все или почти все сферы государственной и общественной жизни.

Вот сюда прекрасно ложится всё. Даже отринув католицизм, как Генрих VIII, или начав некую борьбу против него, как чехи, или если ты вовсе тот же Сиджизмондо Малатеста — кто угодно всё равно оставался в сфере влияния данной организации и вынужден был как-то с ней считаться (хотя бы с её угрозой). Это работало и для простого крестьянина, и для короля. Именно католическая церковь — то, что в Средние века касалось каждого европейца. Без исключений.

И чем хорош такой вариант — тут мы как раз не сравниваем "тёплое с мягким", поскольку начало и конец подобного глобального влияния церкви как раз очень легко обозначить. Начало — это вторая коронация Пипина Короткого в 754 году (когда Папа Римский диктует жителями сильнейшего государства Европы, кто должен ими править, а несогласным — анафема!). Конец — конечно же, 1648 год. Тут понятно: рождается новая (по сути первая) система международных отношений, церковь теряет своё былое влияние навсегда.

Вот так я Средневековье и определяю. А от 476 до 754 — некий переходный период. Поздняя Античность, если хотите. Или условные "тёмные века", как в моём паблике повелось из-за тега — хотя такой вариант хуже. В наше время он уже не научен.

1.jpg
  · 14,8 K

Чем занимались средневековые крестьяне зимой?

историк, гид, преподаватель

Здравствуйте!

Замечательный вопрос! Попытаюсь ответить, ибо вопрос очень сложный, т.к. нужно определить категорию, о которой пойдет речь.

О «высших мира сего» и монахах, достаточно много информации, но я попытаюсь представить распорядок дня среднестатистического крестьянина (еще в полной мере не крепостного) в середине 13 века (ели нужно смогу пояснить, почему именно это время). Локация – северо-запад современной России или страны Балтии (несмотря на различия, «генеральная линия» просматривается). Многое завесило от времен года, но все же… Максим, возьмем крестьянку средних лет (а в то время это 22- 25 лет), замужнюю, с детьми (а без них-то как). Расписание летнее.

  1. Подъем – с первыми лучами солнца. Подготовка к завтраку, а это было то, что осталось от условного «ужина». Очередное кормление грудью ребенка (детей). В руках веретено.

  2. Пробуждение мужа, о собирание его на работу. Обыкновенно давали туесок, который, как это ни странно, отдаленно напоминал суши – в бересту заворачивали кашу с различными наполнителями. В руках веретено.

  3. Уход за скотом. Дойка. Пусть это кажется странным, но молоко пили очень мало, в основном перерабатывали. Не забываем о том, что надой от коровы был до 6 – 9 литров в день (сейчас – до 60). Веретено ненадолго оставлено.

  4. Растапливаем печь, после чего, просыпаются взрослые (от 5 -6 лет) дети. Дымная изба. Сложно не проснуться, хотя просыпались не все. Их кормление – обыкновенно, то, что не съел отец, веретено в руки и на работу. 5 – 8 лет – пасли гусей (уток), 8 – 12 (свиней и коров…), 12+ - лошади (но они обыкновенно уже работали или были под всадниками). У всех остальных – веретено.

  5. Начинаем готовить кушать. Трем зерно (мельница далеко, да и дорого), завариваем хлеб (закваска со вчерашнего дня) и пиво (да, да….. пиво пили все, ибо им нельзя было отравиться (кипяченая вода) и «обдолбаться» - алкоголь – не более 2%). Отдыхаем, ибо ждем очередного наследника(-цу). В руках – веретено.

  6. Солнце близиться к закату. Собираем всех за столом (перед этим пересчитав домашних животных и домочадцев). Появляется общий котёл со стряпниной (иногда даже очень не плохой). После первой ложки, которая у хозяина, все могут начинать ужинать. Это время для игр детей (хотя, дети, это до 5 – 6 лет). Не долго, т.к., уже становиться темно, и все собираются у прялки. Там время рассказов. И у всех (кроме папы) в руках веретено.

  7. Все спят, но, папа очень сильно хочет маму. Если не суббота (банный день), закрываем икону (святилище)… Веретена в руках нет 

  8. Поет петух ….

И по секрету напомню, что время для получения новостей – ярмарки, которые проходили четыре (традиционно) раза в году!

19 мая 2017  · 3,7 K
Прочитать ещё 4 ответа

В каком веке образовалось государство Русь ? В каком веке была основана Москва?

Древнерусское государство было создано в 882 году в ходе объединения Киевского и Новгородского княжеств.
Москва как крепость была основана в 1156 г. ростово - суздальским князем Ю.В. Долгоруким.

15 мая  · 9,6 K
Прочитать ещё 2 ответа