Первое учение Будды, которое он дал в индийском местечке Сарнатх (рядом с современным Варанаси), было посвящено "четырем благородным истинам" (что более точно переводится как "четыре истины для благородных существ" – то есть четыре факта, очевидных для тех, кто в значительной степени очистил свой ум от неведения и омрачающих состояний). Эти четыре истины сформировали объединяющую для всех последующих учений Будды. Они таковы:
Истина о неудовлетворенности (пали: дуккха), что часто упрощенно переводят как "истина страдания"
Истина об истоках неудовлетворенности, которыми являются карма и омрачающие состояния ума (в особенности страстное желание и неведение)
Истина о прекращении неудовлетворенности – возможности освобождения
Истина о пути, ведущем к прекращению (то есть освобождению)
Все последующие учения Будды более подробно раскрывают эти четыре пункта. С точки зрения южной традиции буддизма (исторически распространенной в таких странах, как Шри-Ланка, Тайланд, Бирма/Мьяна, Лаос и Камбоджа) все основные учения, записанные на языке пали, распределены по трем "корзинам", или категориям учений:
Виная – Учения о том, как практиковать нравственную самодисциплину (монашескую и для мирян)
Сутта – Многообразные учения Будды по разным темам и особенно о том, как развивать сосредоточение и исключительные уровни умственного равновесия
Абхидхамма – Производные от слов самого Будды объяснения того, как с философской точки зрения устроены ум и внешние явления
Эти три "корзины" соответствуют трем аспектам практики, ведущим к достижению личного освобождения: (1) нравственной самодисциплине, (2) сосредоточению и (3) развитию мудрости. Будда и его последователи подробно объясняли, как использовать эти три категории практик для того, чтобы добиться необратимого освобождения ума от всех видов страданий.
Северная традиция буддизма, опирающаяся в основном на санскритские, тибетские и китайские тексты, согласна с классификацией трех корзин, но добавляет к нем еще два цикла (или "поворота колеса") учений. В этой логике первому циклу учений соответствуют все учения, перечисленные выше (включая учение о четырех истинах), второму – особые учения о подлинной природе явлений (отсутствии у них независимого бытия), а третьему – уточняющие учения о природе явлений и учения о природе будды (чистой природе ума всех живых существ).
Обобщая все эти учения буддизма, Его Святейшество Далай-лама говорит: "Воззрение буддизма – это взаимозависимость, а его практика – ненасилие".
Самое главное в Буддизме - это очищение ума от неудовлетворенности, ощущение прелести бытия через гармонию с природой, не признавать суету сует, настраивать сознание на постижение нирваны.