Как развивать в себе художественный вкус?

Анонимный вопрос
  · 1,7 K
Нутрициолог, влюблённый в еду. Знаю всё о Турции и цивилизациях Малой Азии. Даю...

Принято считать, что хороший вкус - это привилегия элиты, он может быть либо врождённым либо приобретается в детстве в творческой среде, в которой развивается личность.

Но эксперты сходятся во мнении, что художественный вкус поддаётся развитию.

Можно начать с формирования насмотренности, визуального опыта - смотреть шедевры искусства, ходить в галереи и музеи, если в вашем городе нет объектов культуры, покупайте альбомы по искусству или совершайте визуальные путешествия по величайшим музеям мира, сейчас есть такая возможность.

Развивайте вкус, смотря на творения природы. Как известно, природа не создаёт уродства. Путешествуйте, отправляйтесь в походы, смотрите по сторонам, наблюдайте за тем, как встаёт или садится солнце, как движется вода в реке, слушайте пение птиц, старайтесь видеть красоту даже в привычном пейзаже за окном. Записывайте наблюдения, анализируйте и сравнивайте.

Также вкус можно развить на занятиях по композиции, колористике, дизайну, живописи, художественному писательству, поэзии, фотографии, музыке. Начните слушать лекции по искусству, подкасты, смотрите передачи о природе, фильмы великих режиссёров, читайте классическую литературу.

16 апреля 2019  · 1,4 K
Комментировать ответ…
Вы знаете ответ на этот вопрос?
Поделитесь своим опытом и знаниями
Войти и ответить на вопрос
Читайте также

Почему многим не нравится современное изобразительное искусство?

Глеб Симонов
Топ-автор
15,5K
Поэт, фотограф, создатель архива "Книжница". Работаю арт-директором в Нью-Йорке.  · n-e-v-e-r-t-h-e-l-e-s-s.com

Представьте себе человека, выросшего в трюме грузового судна, и всю жизнь питавшегося размоченными сухарями. Что будет, если спустя 20 лет его выпустить, и дать ему в руки сырое мясо? Первой его реакцией будет непонимание — он даже не знает, что это съедобно. Второй — будет неприятие, что странный красный сухарь жилистый и невкусный. Третьей — уже после первичной эйфории обо всём жареном, сытном и калорийном, когда он уже поживёт с людьми, и у него возникнет необходимость как-то соизмерять свой опыт и их — возникнет компульсивная реакция, что всё-таки мясо — это враньё. А истина — в сухарях.

Для рядового российского зрителя историческая эстетика закончилась примерно на уровне конца 19-го века — и соответственно, самым новым, что этот зритель способен воспринимать, будут, скорее всего, импрессионисты и передвижники (и соответствующие лубочные стилизации под оных).

Пробел этот связан, конечно, с Советским опытом и навязанной в нём плотной культурной изоляцией. Советский соцреализм был не то чтобы неэстетичен, но его эстетика исключала сложность, конфликтность, многообразие — а подобный однотипный рацион, в отсутствие внешних притоков, не насыщает, и очень быстро перестаёт работать. Соответственно, "добирать" нехватку конфликтного советский зритель мог только в живописи прошлых веков, и наиболее распространённой была, соответственно, наиболее социальная.

Эта ситуация не просто сужает спектр доступных человеку культурных кодов, но и атрофирует у него способность к восприятию новых — эффект Платоновской пещеры с элементами эхокамеры — а когда это происходит достаточно массово и на протяжении достаточно долгого времени (а 70 лет для ХХ века это очень долго), то и на восстановление этого навыка уходит потом не год, и не два, а несколько поколений.

Современное искусство — абстрактный экспрессионизм, концептуализм, поп-арт, минимализм и постминимализм, да даже постимпрессионисты — всё это десятилетиями строилось на интерпретации специфических вопросов своего конкретного времени, к тому же надсаженных друг на друга. Это взаимообразующие пространства споров и диалогов, которые слишком долго были для нас закрыты, как если бы весь остальной мир состоял из одних газетных заголовков, а не из миллиардов жизней.

А самое ироничное — что люди, говорящие, что они не понимают современное искусство, но понимают классическое — чаще всего не понимают и классического. Потому что если смотреть на живопись не исходя из навязанных культов какой-то конкретной эпохи, а смотреть на неё всю в целом, то становится очевидно, что всё оно, от наскальной живописи и до сегодняшних выставок в white box'ах, исходит из одних и тех же течений, окрашенных временем в те или иные цвета.

В таком взгляде — не с одной точки, а со всех сразу — становится очевидным, что у Ротко и Тициана больше общего, чем у Тициана и Микеланджело, что Пикассо местами реалистичнее Сурикова, да и вообще от эпох остаётся только то, что кто-то о них напишет. И в свете чего ну нельзя целиком, полностью понимать и принимать какой-либо один из многочисленных вариантов изобразительного искусства, и не принимать все многочисленные остальные. Это так не работает.

Просто взгляд на всё сразу невозможен изнутри одной долгой навязанной парадигмы, и тем более невозможен когда эта парадигма распалась, а пробел ещё не заполнен. Этот пробел становится живым напоминанием, что где-то везде за пределами соцреализма целый век строилась вся мировая культура, которую мы всю целиком пропустили и ни хрена по сути о ней не знаем. Так что и современное искусство служит сейчас зеркалом компульсивных пост-советских реакций, попытками всё вокруг объяснять отмыванием денег и пропагандой.

Это нормально. Люди всегда оценивают непонятное по тому, что происходило долгое время с ними самими. Это, конечно, реакция инвалидная — презрение безногого к людям с ногами. Но это пройдёт. Это всегда проходит.

А если кому-то хочется, чтобы это прошло быстрее — достаточно просто смотреть картины. Всех периодов, всех эпох. Не заставлять себя ничего читать — читать когда хочется, но большей частью просто смотреть. Пока оно всё не сложится.

Тексты, фото, выставочные отчеты и прочее — в ФБ.Перейти на facebook.com/gleb.simonov
Прочитать ещё 3 ответа

Что почитать, чтобы начать лучше понимать современное искусство?

Художественный куратор, востоковед

Начать стоит с Эрнста Гомбриха "Истории искусств". В книге на пятой странице объясняется, почему Пикассо писал не только натуралистичных курочек, но и кубистического петуха.

О модернизме и авангардном искусстве есть изумительная книга В.С. Турчина "По лабиринтам авангарда".

Можно почитать труды Кандинского и Малевича для закрепления материала. Но чуть ли не каждый художник советского авангарда отличался хорошим слогом и художественной эрудицией.

О постмодернизме стоит начать с Жана Бодрийяра. В целом о послевоенном искусстве Америки (в основном) написано довольно много. Обычно одного посещения МоМА в Нью-Йорке достаточно, чтобы современное искусство вдруг стало ближе и понятнее.

***

Кстати, на Bookmate из ответов на этот вопрос собрали целую книжную полку: bm.gg

3 мая 2015  · 1,2 K
Прочитать ещё 27 ответов

Как искусство влияет на человека?

Технарь, люблю ребенка, компьютерные игры, книги, фильмы и музыку, свою работу...

Благодаря искусству человек получает возможность совершенствоваться, духовно развиваться и находить духовное равновесие, гармонию. В давние времена искусство использовали даже в качестве душевной терапии, считалось, что под его воздействием у человека формируется характер, чувства, исцеляются психологический проблемы. Некоторые музыкальные произведения рекомендуют для прослушивания с целью последующего более продуктивного усвоения учебного материала, изобразительное искусство выступает профилактикой нервных срывов, заряжает энергией. Рисование, прослушивание музыки, чтение и т.д. порождают в человеке так же и стремление творить самому, дают вдохновение.

20 июня 2018  · 13,9 K
Прочитать ещё 5 ответов

Как начать разбираться в искусстве?

Просто берешь, и начинаешь разбираться в искусстве. Берешь искусство и разбираешь ся . Вбиваешь в гугле "искусство" и читаешь. Покупаешь книжки. Смотришь фильмы про искусство. Читаешь статьи. А лучше начни чувствовать. Неистово. Страстно. А потом Посмотри на картину известного или любого другого художника и опиши, что ты видишь и что при этом чувствуешь. Вуаля! Ты разбираешься в Искусстве!

8 апреля 2018  · 4,6 K
Прочитать ещё 2 ответа

Как искусствовед анализирует картину?

студентка НИУ ВШЭ, культуролог

Существует несколько методов, расскажу об одном из них. Во-первых, требуется техническое описание картины - что вы, собственно видите: характеристики, которые бросаются в глаза при первом взгляде, цвета, формы, текстуры, светотень, перспектива, визуальные эффекты и доминирующее настроение. Во-вторых, необходимо восстановить контекст написания картины, ее автора, наименование, жанр, тему и то, какой эффект вызвала картина среди современников. Затем следует самая неоднозначная часть анализа - интерпретация картины. Это оценка сказанного художником, того, что он передал, и с помощью каких средств он это сделал. Исследование того, почему художник обратился к тем или иным техникам, материалам или теме, и как они способствуют реализации замысла. И, наконец, делаются выводы, в чем ценность картины, какого ее место в истории искусства, как она соотносится с существующими в искусстве течениями.