Какие джаз-исполнители считаются лучшими?

Анонимный вопрос  ·  
219
luckymalina  ·  182
Люблю искусство и рисую каляки.

Майлз Дэвис, Луи Армстрон, Дюк Эллинтон, Херби Хэнкок, Джон Колтрейн, Телониус Монк, Чарли Паркер, Билли Холидей, Билл Эванс, Диззи Гиллеспи

25 июня 2018  ·  < 100
Комментировать ответ...
Реклама
Вы знаете ответ на этот вопрос?
Поделитесь своим опытом и знаниями
Войти и ответить на вопрос
Читайте также

Какая разница между блюзом и джазом?

Разница есть, и немалая, ох какая немалая!
Блюз нам рассказывает о том, что происходило с человеком, о его переживаниях (не зря же жанр назван blue, по-английски это не только "синий", но и "угрюмость", "печаль"), в общем, о нелегкой жизни. Так как зародился он среди негров, работающих на хлопковых плантациях, то и проблемы в песнях описываются соответствующие. Блюзмен-исполнитель ведет душевный диалог с аудиторией, и если он делает это правильно, то аудитория начинает ему сопереживать и делить его ощущения.

Помогают блюзмену в этом музыкальные инструменты, в основном, конечно же, гитара, потому что это гораздо более "вокальный" инструмент, нежели, скажем, фортепиано (хотя солирующие блюзмены-клавишники тоже существуют, но их гораздо меньше) или контрабас/бас-гитара, т.к. на гитаре есть такие ништяки, как вибрато (легко догадаться, что это вибрация взятой ноты, что увеличивает ее продолжительность), бенды (от bend; струна, взятая на определенном ладу, подтягивается вверх, плавно повышая частоту ноты. Звук можно сравнить с криком или плачем) и легато (плавный переход от ноты к другой ноте на этой же струне). Все эти техники увеличивают вариации фразировки и позволяют заставить гитару плакать, рычать, визжать - в общем, добавляют эмоциональности.

Также в блюзе используется особая гамма - блюзовая гамма, в которой есть особая нота - блюзовая нота. Суть в том, что блюзовая нота создает особое напряжение, добавляет "перца" в соло, что не позволяет слушателю заскучать. Да и вообще, если быть честным, на блюзовой гамме строятся 95% блюзовых соло (поэтому для неискушенного слушателя блюзовые композиции кажутся довольно похожими).

Есть, конечно, и веселый, быстрый, энергичный блюз, но его чаще причисляют к рок-н-роллу (пример - тот же Чак Берри).

Теперь перейдем к джазу. Вообще джаз сам по себе гораздо более обширный жанр, нежели блюз. И я имею в виду НАМНОГО БОЛЕЕ - серьезно, это как сравнивать слона и бабочку.

Некоторые направления джаза преследуют ту же цель, что и блюз (есть даже такое понятие, как urban blues, или джазовый блюз, т.е. блюз, аранжированный джазовыми музыкантами под их инструменты. Хотя про "ту же цель" я немного загнул - это для джазового блюза необязательно, он характерен использованием блюзовой гаммы), а в других (фри-джаз, экспериментал, например) исполнитель хочет, чтобы слушатель заценил фантазию и экспериментальность исполнителя.

Но, я думаю, что вопрос скорее об отличиях более традиционных форм джаза, таких как свинг, боп, кул, соул, госпел и т.д. Так вот, отличий много: во-первых, в джазе в центре внимания не один исполнитель, а весь бэнд (или солирующие его члены во время своих соло). И крутым инструментом считается, в отличие от блюза, не гитара, а духовые или фортепиано (иногда бас, но это уже частные случаи в виде Пола Чемберса, Чарльза Мингуса, Пасториуса и нашего современника Маркуса Миллера). Во-вторых, блюзовая гамма если и используется, то уж явно не доминирует. До того, как Майлз Дэвис придумал модальный джаз, джазовые музыканты использовали в своей игре в основном аккорды и арпеджио, а после Дэвиса подавляющее большинство начало думать гаммами вместо аккордов. В-третьих, джаз все-таки либо рассказывает романтические истории, либо выступает в роли танцевальной музыки, либо ублажает уши слушателя сложными гармониями. А, ну еще смуз и эйсид джаз (ну знаете, "музыка для лифтов" и то, что играет в Старбаксе), но о них никто не любит вспоминать.

В общем, вот такие вот дела. Я знаю, что текст вышел довольно обширный, но и сама тема не такая уж и простая. :)

19 мая 2016  ·  314
Прочитать ещё 2 ответа

Какие музыканты самые переоцененные?

Alexei O.  ·  199
Музыкант, преподаватель

Самые переоценённые музыканты - это, в принципе, - поп-музыканты, ведь в шоу-бизнесе наибольшее значение придаётся имиджу и эффектности представления, а музыка имеет в поп-искусстве второстепенную роль, занимая то же место, что она занимает, например, в музыкальном театре: не последнее, однако все обсуждают костюмы, декорации и сюжет. Тем не менее, озаглавлено всё это музыкальными словами: группа, гитарист, певица, музыкальная премия, песня года, музыкальный конкурс - и т.д. 

Именно поэтому эти музыканты - самые переоценённые музыканты в мире, ведь они просто часть некоего шоу.

7 мая 2017  ·  1,5 K
Прочитать ещё 50 ответов

С каких исполнителей лучше начать погружение в мир джаза?

Сергей Гранд  ·  1,8K
Любитель нести чушь

Джаз - это не какой-то алгоритм,не какая-то особая последовательность чего-либо или кого-либо, которую можно "начать осваивать". В этот мир нужно просто окунуться и наслаждаться, будто Вы ныряете в море, просто найдя подходящее для этого место.

Выберите любого из самых популярных джазовых исполнителей: несравненный Луи Армстронг, Дюк Эллингтон, Бенни Гудмен, Рэй Чарльз - их знают все, их слышал каждый. Для начала прослушайте их композиции, причем те, которые Вы никогда и нигде не слышали ранее, чаще всего, такие композиции становятся просто сокровищем для тех, кто не привык слушать то, что слушают все. Затем, можно делать так, как делаю я для расширения кругозора - начинайте гуглить всё, что связано с этими исполнителями и композициями: в каких годах написаны композиции, стиль композиции или исполнителя, даже можете попробовать разобрать композицию на инструменты, чтобы понять, какие инструменты свойственны джазовым композициям, а какие нет.

Всё это приносит большое удовольствие! Ну,и конечно же, сможете объяснять другим, что такое джаз ;)

10 октября 2015  ·  < 100
Прочитать ещё 1 ответ

Каких авангардных исполнителей послушать?

Alexander Vanetsev  ·  9,1K
Researcher, Institute of Physics, University of Tartu

Так, тут можно целый день писать, если иметь в виду и импровизацию/джаз и электронную музыку и академический авангард. Поэтому я сделаю так - напишу несколько исполнителей только free improvisation, которые мне нравятся. Чистая вкусовщина, не претендующая ни на полный охват темы, ни на представление milestones. Потом может быть кто-то еще напишет про авангардный джаз, академический авангард, электронику/электроакустику и т.п.

Скажу сразу, что "первая" и "вторая" волны свободной импровизации мне интереснее, чем то, что было после, когда она уже стала бронзоветь и обрастать какими-то "школами" и "методами", когда людей стали "учить" импровизации чуть ни в университетах, появились всякие курсы и тому подобная академическая шелуха.

John Stevens / Spontaneous Music Ensemble. Одна из первых импровизационных групп, родоначальники free improvisation, ну вообще с них всё началось. John Stevens - потрясающий был человек в смысле открытости новому, уже после того, как free improvisation устоялась как стиль, он начал экспериментировать со скрещиванием free improvisation с электроникой, традиционным джазом и даже отчасти блюзом, очень интересные работы. Из альбомов SME я предложил бы Summer 1967, Withdrawal и Low Profile (это уже с импровизаторами второй волны).

AMM - великая импровизационная группа, еще в конце 60х создала свой очень специфический стиль, который гораздо позднее, в нулевых, привел к появлению такого направления как reductionism. Импровизация в смеси с тишиной. Из альбомов AMMMusic, The Crypt, The Inexhaustible Document и Tunes Without Measure Or End. Также не могу не посоветовать отличный проект free improvisation opera - Irma by Tom Phillips+AMM.

Paul Rutherford/Iskra 19xx (вместо хх нужно поставить число участников проекта, было 03, 12 и т.д.) . Iskra 1903 - это по-моему лучший проект по неидиоматической импровизации в малых группах. Не могу передать свой восторг и советую слушать всё. Paul Rutherford помимо этого отличный тромбонист, его сольные диски и любые проекты с его участием заслуживают внимания.

Derek Bailey. Самый радикальный сторонник неидоматической импровизации, помимо музыки я рекомендую также его книгу, по-моему лучшее, что было написано об импровизации. Потрясающий гитарист, опять же, интересны все альбомы, но я выберу, например, Lot 74 - Solo Improvisations, Aida и Playbacks из его сольных альбомов (хотя Playbacks так, строго говоря, нельзя называть). У него бесконечное количество совместных проектов, все интересные, невозможно перечислить или выбрать.

Peter Brötzmann/Peter Kowald/Alexander von Schlippenbach/Irène Schweizer/Manfred Schoof/Fred van Hove/Han Bennink/Mishа Mengelberg etc и как самое большое объединение - Globe Unity Orchestra. Это такой плотный кластер европейских импровизаторов первой волны. Они непрерывно перемешивались и создавали новые группы. Очень сложно выделить кого-то из них, чтобы других не обидеть, а писать о каждом по отдельности сил нет. Я лучше перечислю несколько альбомов. Peter Brötzmann Octet - Machine Gun, Instant Composers Pool - Groupcomposing, Globe Unity Orchestra ‎– Globe Unity 67 & 70, Alexander von Schlippenbach / Paul Lovens ‎– ,Stranger Than Love, Manfred Schoof - European Echoes, Han Bennink / Willem Breuker - New Acoustic Swing Duo. Ну, короче, сдаюсь, можно писать сколько угодно и не написать десятой части того, что можно было бы послушать "в самую первую очередь".

Lol Coxhill. Один из самых разносторонних музыкантов, которых я знаю. Он играл и у Derek Bailey в Company и на альбомах The Damned и где он только не играл. Из импровизационных вещей я посоветую, пожалуй, Digswell Duets, Coxhill on Ogun и Coxhill/ Lacy / Parker - Three Blokes.

Steve Beresford. Самый разносторонний после Lol Coxhill. Он, кстати, много играли вместе. Очень рекомендую их совместный проект The Melody Four, но это не free improvisation. Помимо киномузыки и перепева стандартов Beresford - один из лидеров т.н. "второй волны" импровизации. Это уже гораздо более размытая по стилю вещь, чем первая волна, тут много заигрываний и с электронной музыкой и с рок-музыкой и позднее с индустриальной сценой. Из альбомов посоветую Steve Beresford / Tristan Honsinger / David Toop / Toshinori Kondo - Imitation Of Life / Double Indemnity, Garry Todd / Dave Solomon / John Russell / Nigel Coombes / Steve Beresford - Teatime и сольный The Bath Of Surprise (уже не очень свободная импровизация, точнее свободная импровизация стилей и мелодий).

Simon Fell. Hession / Wilkinson / Fell. Другая ветка "второй волны", соприкасающаяся (в более поздний период) с академическим авангардом. Написал про них отдельно, поскольку на мой взгляд отличные музыканты, а известны менее, чем того заслуживают. Альбом Foom! Foom! by Hession / Wilkinson / Fell очень рекомендую.

Blue Notes/Chris McGregor Brotherhood of Breath. Это не совсем free improvisation изначально. В ЮАР они играли скорее экспериментальный джаз, но когда сбежали от апартеида в Европу, то сблизились с импровизаторами. Очень интересная, необычная музыка. Советую и все альбомы Blue Notes (их немного) и любые проекты Chris McGregor, Mongezi Feza, Johnny Dyani, Louis Moholo вместе или по отдельности.

Ох, устал писать. Но в конце концов будем немного патриотами.

Ганелин-Чекасин-Тарасов. Это весьма необычная музыка, импровизационный джаз, развивавшийся за железным занавесом, в отрыве от европейской традиции. Поэтому слушать их очень интересно именно в сравнении с европейским джазом/импровизацией. Идеальный коллектив лебедя, рака и щуки - Ганелин тянет в традиционный джаз, Чекасин - в импровизацию, Тарасов - в академический авангард. В результате получается потрясающая смесь.

Сергей Курехин. Ну, тут понятно, все его знают. Феноменальный пианист, блестящий импровизатор, организатор поп-механики и т.д. и т.п. Один из самых талантливых музыкантов в музыке ХХ века на мой взгляд. Some combinations of fingers and passion очень рекомендую, как может быть лучший образец melodic improvisation (чем-то Курехин смыкается со Steve Beresford, о котором я писал выше, тоже интерес к комбинированию стилей).

Сергей Летов, Владислав Макаров, Три-О. Лучшие российские импровизационные саксофонист и виолончелист. Особенно хочу посоветовать послушать Влада Макарова, его мало знают, непропорционально таланту. Три-О - группа Сергея Летова, рекомендую альбом Триалог. А также рекомендую все выпуски Golden Years of Soviet Jazz на Leo Records, там много еще всего интересного.

1 ноября 2015  ·  < 100
Прочитать ещё 3 ответа

Почему в Британии нет собственной ярко выраженной джаз-сцены?

Музыкальный критик

Эта ситуация изначально обусловлена тем, что в Британии в 1935 году профсоюзы музыкантов пролоббировали запрет выдачи виз на въезд американским музыкантам. Сделано это было по одной простой причине: на всех танцульках музыканты зарабатывали игрой джаза, и американские музыканты играли, возможно, лучше, но существовало представление, что именно они и есть аутентичный джаз, а британские уже на втором месте – британские музыканты теряли деньги.

Запрет продержался больше двадцати лет. И как только прекратился поток американских музыкантов, британский джаз оказался настолько слаб, что не смог производить свой продукт без этой подпитки, и большое количество людей просто перестало слушать британский джаз и начало слушать записи. Где-то к середине века место поп-звезд в Британии в рафинированных меломанских кругах заняли коллекционеры пластинок. Они имели полубожественный статус. и устраивали так называемые «record parties»: приносили свой проигрыватель, дрожащей рукой его протирали тряпочкой со всех сторон, дрожащей рукой вынимали пластинку и включали музыку. Представьте себе ситуацию: в зале стоит проигрыватель, на нем крутится пластинка, а перед ним смирно сидят люди, и слушают «божественную» музыку.

В данной ситуации возникает конкретное слушание, которое пионер электроники Пьер Шеффер называл слушанием акусматическим. Это такое слушание, при котором источник музыки, источник звука неизвестен, попросту не виден. Изначально, акусматики ­– это ученики Пифагора, которые по легенде слушали своего лидера, скрывавшегося за занавесками, чтобы не отвлекать его своими жестами и внешним видом. Шеффер постулировал эту идею акусматического слушания с очень конкретной целью: его задачей было научить человека слушать музыкальные звуки внеконтекстуально. При таком слушании человек должен приложить максимальное усилие, чтобы избавить все слышимые им звуки от любых коннотаций. Идея Шеффера провалилась, под конец жизни он признал ее утопичность. Но важно понимать, что это акусматическое слушание было придумано Шифером для того, чтобы избавить человека от любых коннотаций с повседневностью, которые он может получить из музыки.

Возвращаясь к электрофону, мы имеем здесь то же самое акусматическое слушание. Всем понятно, что пластинка – не источник, не то, что порождает звук, это исключительно посредник. Соответственно, слушатель, наблюдающий перед собой крутящуюся пластинку не реагирует на происходящее, как на живое событие. Он реагирует на это по-концертному: это что-то вынутое из повседневности, чему надо внимать и вести себя в парадигме концертной практики.

Такой способ слушания джаза в развил в британской среде серьёзный акцент в сторону аналитического представления о музыке. Пит Бест, первый барабанщик The Beatles говорил, что британцы хороши именно в своем анализе поп-музыки, разборе ее на части. Но, помимо всего прочего, они привыкли к тому, что джаз – это высокая музыка и слушать ее нужно соответствующе. И когда американские музыканты все-таки доставали рабочие визы и приезжали в Британию, чтоб выступить где-то, происходило столкновение этих двух типов слушаний. На удивленный вопрос о том, почему все сидят, а не пляшут, публика отвечала «как же можно, это джаз!». Одно из следствий этого явления – в Британии до сих пор нет собственной ярко выделенной джаз-сцены. Но в силу своего аналитического подхода, в силу представлений о том, что они создают авторскую музыку, они придумали схему аналогичную той, что присутствует в академической музыке: наличие автора в произведении, который самовыражается.

19 января 2016  ·  < 100