На какие канонические образцы ориентировались архитекторы храмов в дореволюционный период?

Анонимный вопрос
  · < 100
Обо всём понемногу

Господствующим направлением в строительстве весь доревалюционный период являлась эклектика. Оно зародилось с 1830-х годов и просуществовало вплоть до революции 1917 года. Данное направление является не совсем обособленным стилем, а скорее смешением разных приёмов и техник строительства прошлых эпох. В строительстве храмов основным направлением стал стиль, получивший название "Русско-византийского". Яркими примерами эклектичного зодчества считаются: Храм Христа Спасителя в Москве (арх. К.Тон, 1832-1883 гг. ), Успенская церковь на набережной лейтенанта Шмидта (Николаевской) в Петербурге (арх. Г.Косяков, 1896-1898 гг. ), Церковь Воскресения «на крови» на Екатерининском канале (Грибоедова) в Петербурге (арх. А.Парланд, 1887-1907 гг. ).

27 марта 2019  · < 100
Комментировать ответ…
Вы знаете ответ на этот вопрос?
Поделитесь своим опытом и знаниями
Войти и ответить на вопрос
Читайте также

Почему романские храмы называют романскими? опишите готический собор?

Всем привет с родины кенгуру ;)  · tele.click/australiam

Романские храмы получили такое название благодаря романскому стилю, который господствовал в Европе в XI-XII веке. Данный стиль характерировался массивностью и прочностью(поэтому большинство произвидений романской архитектуры - крепости, соборы, замки), чаще всего в основе лежала базилика, а во внутреннем интерьере использовались арки.

Готический собор, в отличии от романского, имел арки с заостренным верхом, богато украшался фасад здания, башни и колонны были узкими, что придавало строению не массивность и крепоксть, как у романского, а хрупкость, ненадежность.

Прочитать ещё 1 ответ

Почему в России не получила развития готическая архитектура?

Дизайнер компьютерной графики Донецкого планетария

Может готический стиль просто показался русским людям мрачным и не очень привлекательным. При строительстве готических зданий обычно используют темный камень, что бы подчеркнуть яркость божественного света проходящего в ажурные рамы окон. Но сами рамы при этом ложится нагрузка отобранная у зауженных простенков, от того они кажутся массивнее. Потолочные арки, башни и шпили имеют ярко выраженные резкие линии и углы, создающие впечатление некоей воинственности и агрессивности и величия, что впрочем очень идет готическим крепостям и замкам.

А вот купола дворцов и церквей России это округлые, пухлые формы (мне такая архитектура напоминает пушистые кроны деревьев и хлеб даже). Башни и колокольни часто строились похожими на свечу, маковка в этом случае язычок пламени.

Архитекторы православных церквей старались передать не только величие божественного замысла, а еще и тепло любви Господа к пришедшим в храм. Арки потолка внутри помещения тоже округлые, их еще называют шатровыми, все это не давит на входящего в помещение, а кажется что вверху натянута легкая расписная ткань которую надувает ветер. Свет свободно распространяется по помещению, не ломаясь в острых гранях.

Императрица Екатерина II, по заказу которой возводилась резиденция в Царицыно высказала свое резко свое мнение архитектору построившему ее дворец в готическом стиле так

" Это не дворец, а тюрьма!" После чего резиденцию пришлось перестраивать.

5 мая 2015  · < 100
Прочитать ещё 4 ответа

Почему архитектура храмов и соборов в России и в Европе так отличается друг от друга?

историк дизайна, преподаватель Школы дизайна НИУ ВШЭ

Это разные традиции. Русская церковная архитектура наследует византийской и похожа на неё. Западная с византийским наследием не связана.

Самые древние христианские церкви выглядят как очень длинные здания с входом в одном торце и алтарём в другом. Куполов нет, и сводов тоже нет. Они перекрыты деревянными балками. Внутри стоят колоннады, которые разделяют интерьер церкви на три протяжённых зала (а иногда и пять), из которых центральный шире и выше, чем боковые. Такой тип церкви называется базилика. Выглядит вот так:

(на фото церковь св. Павла в Риме 4 в., не сохр.)

На Западе христианские церкви долго были такими и только такими, примерно до 9 века; потом стали усложняться план и конструкция: появились башни, амбулатории, капеллы и проч., а главное - системы сводов, всё более сложные и совершенные. В итоге они стали выглядеть уже немножко по-другому, например вот так:

(на фото собор в Бурже, примерно рубеж 12-13 вв., сохранился)

Но тип принципиально не изменился. До сих пор почти любая западная церковь - это по-прежнему такое же протяжённое здание, базилика, с входом с одного торца, с алтарём в противоположном торце, рядами колонн, которые делят интерьер вдоль, и чаще всего без купола. Замечу вскользь, что к конфессии это отношения не имеет: так выглядят и католические, и протестантские церкви.

А в Византии было немного по-другому. Там гораздо раньше (в 6 в.) в архитектуре появились своды, а позже распространился так называемый крестово-купольный тип храма. Это, если не вдаваться в подробности, храм не протяжённый, а квадратный или, во всяком случае, такой, у которого длина не намного больше ширины, интерьер перекрыт сводами, которые расположены ярусами, как бы пирамидой, и венчает эту пирамиду большой купол, накрывающий центр храма. Куполов может быть несколько, но центральный - всегда больше, всегда главный. Крестово-купольным такой тип храма называется потому, что основные его своды примыкают к куполу с четырёх сторон, то есть крестом расходятся от него. Вот так:

(На фото собор Мирожского монастыря в Пскове (архитекторы греческие), 12 в.)

Начиная по крайней мере с 9 в., а то и раньше, большинство церквей, построенных в Византии, выглядит так. Я предполагаю, хотя на этот счёт лучше у кого-то поавторитетней спросить, что широкое распространение именно этого типа связано с обычаем покрывать своды храма росписями в определённом порядке, для которого такая структура сводов наиболее удобна. То есть такой тип церкви предопределён каноном, но не архитектурным, а живописным.

В странах, которые в культурном отношении были связаны с Византией, в частности, переняли от неё традиции иконописания и настенной росписи в храме, в архитектуре церквей господствует крестово-купольный тип: в Армении и Грузии, на Руси, в Сербии. Крестово-купольный тип храма ассоциируется с православием, но возник и распространился на христианском Востоке задолго до разделения церквей.

Дальнейшее развитие русской церковной архитектуры связано с прецедентами: есть Успенский храм во Владимире, который в общем-то случайно пятиглавый (он сначала был одноглавым, а потом его расширили), через 300 с хвостиком лет после него построили Успенский собор в Московском Кремле, который, в знак политической преемственности, подражает Владимирскому и поэтому тоже пятиглавый, ну, и почти все городские и монастырские соборы Московской Руси 16 - 17 вв. подражают крёмлёвскому и тоже, соответственно, пятиглавые. И крестово-купольные.

Прочитать ещё 4 ответа

Почему католические священники — это выбритые подтянутые мужчины, которые носят стильные черные костюмы, а православные священники — это толстые бородатые мужчины в рясах?

Пресс-секретарь Якутской и Ленской епархии; обозреватель сайта "Православие и...
  1. Во внебогослужебное время далеко не все католические священники носят стильные черные костюмы. У нас в городе два католических священника, и они обычно носят тертые джинсы, вытянутый свитер и не особо новые кроссовки. Потому что в Якутске далеко не везде чистенькие дворики и идеальные дороги, а им приходится бывать в самых разных его уголках. Среди их прихожан есть люди, живущие в крайне неблагополучных районах и трудных условиях, а проповедовать им приходится иногда чуть ли не среди бомжей. В принципе, у православных священников примерно такая же история. На службах и на храмовой территории католические священники носят, сюрприз, облачение.
  2. Вы извините за нескромность, но вот наш епархиальный секретарь. К нему бросились фотографироваться красотки-стюардессы, в том числе потому что подтянутый мужчина с аккуратно подстриженной бородкой в стильной рясе. Публикую, потому что вообще эту фоточку он лично в открытом доступе выкладывал в своем профиле в соцсети. И, нет, он не ловелас какой, а очень скромный и добропорядочный иеромонах.
IMG_6353.JPG
15 сентября  · 17,1 K
Прочитать ещё 39 ответов

Почему на территории Кремля находятся храмы и дворцы?

Svetlana2,4K
Дорога под названием «потом» ведет в страну под названием «никуда»...

Давайте посмотрим, что обозначает слово "кремль" - это вид сооружения, который присутствует во многих старинных русских городах, город-крепость, окружённый крепостной стеной с бойницами и башнями, центральная укрепленная часть города. Располагался, как правило, на возвышенных местах, на слиянии рек или под защитой других естественных преград, был ядром города, определяя его силуэт и планировку. В кремле обычно находились дворец князя, собор, дворы бояр и церковной знати, потому что кремль был наиболее укрепленной и значимой частью города.

Прочитать ещё 1 ответ