В чём заключается монтажный подход к кинематографу?

Анонимный вопрос
  · 3,1 K
Денис Буданов
Эксперт
141
Киновед, кинокритик. Редактор и автор блога о кино KINOФАЙЛЫ.   · vk.com/kinofaily

Зависит от того, что вкладывается в само понятие «монтажный подход».

Термин «монтаж», в кинематографе, происходит от французского слова, которое обозначает сборку и соединение. То есть это механическое действие.

Кроме склеивания кадров между собой существует понятие внутрикадрового монтажа. В данном случае действие происходит в пределах одного «кадра», но «монтируется» не механическим действием, а изменением фокусировки или движением камеры, панаромированием, «наездом», «отъездом» и т.п.

У классического монтажа есть основные базовые приемы. Например, режиссер Эдвард Дмитрык выделял 7 постулатов:

- любая склейка должна быть оправдана;

- если не уверен, где отрезать монтажный кадр, оставляй запас;

- заканчивай кадр, по возможности, во время движения;

- лучше оригинально, чем банально;

- каждая сцена должна начинаться и заканчиваться продолжением действия;

- содержательная склейка всегда лучше, чем «подходящая»;

- вначале — содержание, потом — форма.

Классика классик монтажного подхода – это «эффект Кулешова» и «монтаж аттракционов» Эйзенштейна.

Эффект Кулешова

Кулешов снял крупным планом актёра Ивана Мозжухина, который стоял и задумчиво смотрел; тарелку горячего супа; ребенка в гробу; девушку на диване. Затем режиссер к кадру с Мозжухиным добавлял один из трех имеющихся кадров-объектов. Зрители каждого фрагмента приходили к выводу, что в одном случае герой хочет поесть, во втором — опечален смертью ребёнка, в третьем — очарован лежащей на диване девушкой. Вывод - содержание последующего кадра способно полностью изменить смысл кадра предыдущего.

Монтаж аттракционов

Эйзенштейн считал, что в основе любой структуры лежит монтаж. Образ творится соединением кадров в единую структуру, в которой конфликт существует между его элементами. Согласно его теории:

  • метрический монтаж, основанный на временной длине отрезков,
  • ритмический монтаж, основанный на ритме движения или внутрикадровой наполненности,
  • тональный монтаж — доминирующий эмоциональный тон становится основанием для редактирования фильма,
  • обертональный монтаж синтез — синтез метрического, ритмического и тонального монтажа; этот монтаж скорее происходит до монтажа, чем в его процессе,
  • интеллектуальный монтаж; это разновидность обертонального монтажа, при котором на первое место выступают не физиологические обертоны, а обертоны интеллектуального порядка, но интеллектуальный монтаж выражает абстрактные идеи, создавая концептуальные отношения между монтируемыми отрезками, противопоставленные визуальному содержанию.

У теории Эйзенштейна были как последователи, так и критики (например, Тарковский). Но именно эти базисы чаще всего берут за основу основ.

Комментировать ответ…
Ещё 1 ответ
Человек науки, полиглот, энтузиаст. Химия, компьютерные технологии, нейропсихоло...
Монтажный подход чаще всего характеризуется тем, что смысл изображаемых событий заключен не в самом кадре, а возникает в сознании зрителя в результате специфического чередования кадров, т.е. монтажа. Например в "Октябре" Эйзенштейна (как известно Эйзенштейн был самым ярым деятелем монтажного кино, в монтаже полностью проявляется его характерных... Читать далее
Комментировать ответ…
Вы знаете ответ на этот вопрос?
Поделитесь своим опытом и знаниями
Войти и ответить на вопрос
Читайте также

Любая материя состоит из квантов на мельчайшем уровне?! Как логически от материи перейти к квантам (на примере любого объекта: атом ...квант

ЕГЭ и поступление в вуз - новости и законы. Веду ютуб-канал и паблик в ВК  · vk.com/grandexam

Принято считать, что вещество состоит из молекул, молекулы из атомов, атомы - из элементарных частиц (протон, нейтрон, электрон), а элементарные частицы состоят из кварков (не квантов). Кварки интересны тем, что каждый из них крайне трудно обнаружить - они все время стремятся "слипнутся" вместе.
Параллельно с веществом вводят понятие поля (электромагнитное, гравитационное поле). Поле - это особый вид материи, его нельзя потрогать, облизать или понюхать (в отличие от вещества). И вот поле как раз "состоит" из квантов. Кванты - это переносчики взаимодействия, они как бы пронизывают пространство и вынуждают тела притягиваться или отталкиваться. Таким образом перейти от материи к квантами можно лишь в полях, в веществах, состоящих из атомов, это лишено смысла

2 декабря 2018  · 11,6 K
Прочитать ещё 9 ответов

Объясните гуманитарию, в чем основная идея индетерменизма в квантовой физики и правда ли, что поведение квантовых частиц иногда может быть ничем не обусловлено, как такое возможно?

Susanna Kazaryan
Топ-автор
18,3K
Сусанна Казарян, США, Физик

В мире нет детерминированности в формулировке Лапласа — "если в какой-то момент времени мы будем иметь позиции всех частиц и их скорости во Вселенной, то мы сможем рассчитать их поведение в любой момент времени в прошлом и будущем". Этот принцип жёстко противоречит квантовой механике, где частицы не могут иметь определённую позицию и скорость (импульс) одновременно, и подчиняются принципу неопределенности Гайзенберга. Эволюция состояния квантовой системы (частицы, атома), задаваемой волновой функцией, описывается уравнением Шредингера (Дирака в релятивиском случае). Описание состояния микрообъекта с помощью волновой функции имеет статистический вероятностный характер. Например, квадрат модуля волновой функции для частицы определяет вероятность найти её в заданном объёме.  

Все попытки из квантовой механики вывести классическую до сих пор не увенчались успехом. По видимому нет и разделительной линии между квантовым и реальным миром. Это видно из магнитной левитации над охлаждённым сверхпроводником, сверхтекучести гелия II, квантового туннелирования и даже квантовой суперпозиции на макроскопическом уровне phys.org .  Еще не вечер конечно, но сегодня можно с уверенностью утверждать, что согласно квантовой физике, будущее Вселенной все же не определено в смысле Лапласа, но как выразился Стив Хокинг по этому поводу: "у Бога есть еще пару фокусов в рукаве".

10 марта 2019  · 1,2 K
Прочитать ещё 6 ответов

Назовите фильм, который вам нравится, но один какой-то момент все портит, из-за чего вы не можете сказать, что это любимый фильм?

филолог, переводчик, культ-масс

Кингсмен.

Это был бы интересный потрясающе стильный фильм, если бы не было пары совершенно ненужных пошлых моментов.

Именно они портят все впечатление о фильме для меня и не дают ему стать любимым.

29 июня 2017  · 28,3 K
Прочитать ещё 19 ответов

Возможно ли представить 4-ехмерное пространство? И если нет - то в чем заключен механизм, запрещающий нам это сделать?

Пользователь TheQuestion

Мозг не может представить более чем 3 измерения пространства. Есть несколько причин, во-первых, с нашей точки зрения, 4D пространства не существует, это главная проблема - нельзя просто его придумать, описать его законы, когда мы их не используем. Во-вторых мы не знаем, что описывает четвертая ось [W], если она существует. Разговоры про время t и прочее конечно хороши, но это и подобное невозможно [пока] применить физически и даже представить сложно.

Когда представляем двухмерное пространство, такое как лист тетради, мы подразумеваем на нем рисунки по точкам, как двухмерные, так и трехмерные. Например мы можем нарисовать как обычную линию, так и [трехмерный] куб, прибегая к формулам [ортогональной векторной] проекции, вроде уже в 9 классе это часто делают, когда на доске рисуют подобие куба. Составные линии мы строим по векторам, проецированным из трехмерного пространства на плоскость [доски]. Пригласив художника с тенями мы можем превратить наш каркас в полноценный 3D-рисунок, симулируя отражения света на поверхности куба (например, по формуле Ламберта).

Но если брать трехмерное пространство - коробку с мячиками, мы не имеем ни малешего понятия о том, проекцией чего являются [трехмерные] точки, описывающие эти фигуры (тела). Существует несколько теорий, самые популярные их которых - "теория струн", теория четырехмерного пространства Калаби - Яу (wikipedia.org), являющиеся частью теории струн. Эти теории пытаются описать устройство нашего [теоретически четырехмерного] мира...

Ответ на вопрос "какие механизмы запрещают нам представить четырехмерное пространство" - недостаток информации. Представьте, что автор спрессовал наш мир в абсолютную плоскость, и все стало двухмерным. Тогда мы [никогда] не сможем открыть трехмерное пространство, потому что у нас не будет доказательств его существования, соответственно, мы не сможем вывести его законы. Но правда ли, что наш мир трехмерный и не более? Ученым еще нужно доказать, как на практике выглядит пространство, если оно сложнее трехмерного.

Мы понимаем трехмерное пространство только потому что оно осязаемо. Даже если если есть другие "оси" (плоскости, т.п.) в пространстве, у нас нет органов восприятия, связанных с ним, мы не получаем таких данных.

Не надо путать четырехмерные, пятимерные и другие фигуры из математики с физикой реального пространства - это разные вещи.

Прочитать ещё 9 ответов

Доказывает ли мысленный эксперимент "Комната Марии" ошибочность физикализма?

Андрей Кудрявцев
Эксперт
13,1K
Дизайнер шрифтов. Интересуюсь типографикой, историей дизайна, философией...

Ф. Джексон предлагает представить читателю учёную, исследовательницу цвета Марию. Мария изучает нейрофизиологию цвета, всю жизнь находясь в черно-белой комнате, через черно-белый монитор. При этом Мария изучила цвет настолько хорошо, что она знает всю информацию о цвете, какую только можно получить. Она знает длины волн всех цветов, знает, какие именно нейроны передают сигнал от сетчатки глаза к мозгу и что происходит в это время в самом мозге. Джексон спрашивает, что же произойдёт, если мы выпустим Марию из её черно-белой комнаты в реальный мир, узнает ли она что-нибудь новое?

Я вообще не понял смысл эксперимента. Разве знание о работе сознания и сама работа сознания — это не разные явления? Человек же не может сам задействовать те части мозга, которые активны во время восприятия. Все помнят вкус яблока, но никто не сможет воспроизвести этот вкус, пока не начнет яблоко есть. Восприятие реальности — это процесс, в котором обязаны участвовать реальность и сознание. Язык физики — это способ зафиксировать результаты этого процесса. Этот эксперимент доказывает только то, что человек может рассуждать о вещах, недоступных для восприятия. Для отражения недоступной для восприятия реальности или вообще для описания нереальных вещей человек и создает язык.

Прочитать ещё 1 ответ