Отвечает Екатерина Анохина, психолог Новой школы:
Сначала стоит говорить о причинах, которые привели к сложностям и такой ситуации в обществе. Здесь есть несколько точек зрения.
Историческая
Распад СССР, перестройка всей системы ценностей российского общества и поиск идеологии привели к тому, что школа сегодня — это учреждение, предоставляющее образовательную «услугу». Потребительское отношение к образованию породило свои последствия — снижение статуса педагога как наставника. Дети знают все свои права, но не желают слышать про обязанности, перестают признавать авторитет взрослого в принципе.
Воспитательная функция только-только возвращается в школы (пока во многом в официальных документах, до применения этого в реальной жизни ещё пройдёт какое-то время). Поэтому решением могут стать действия по изменению в обществе статуса школы, статуса профессии учителя и педагога, повышение уважения. Тогда учителя смогут влиять на детей.
Психолого-педагогическая
По статистике Национального медицинского исследовательского центра психиатрии и наркологии им. В. П. Сербского российские школьники стали на 20% чаще страдать психическими расстройствами. Количество чрезвычайных ситуаций в образовательных учреждениях увеличилось на 70% за последние пять лет. Это проблема не отдельно взятой школы, проблема системная. Получается, что не справляется среда. Специалисты просто не справляются с задачей оказания необходимой психолого-педагогической помощи детям.
В последние годы в целом ряде западных стран одним из обязательных при оценке качества образования параметров стал школьный климат. С помощью ежегодных диагностических опросов родителей, учителей и школьников (начиная с начальной школы) отслеживаются безопасность среды, внимание к детям, вовлечённость родителей, доверие, условия для социо-эмоционального развития школьников и т.д. Результаты подробных обследований и их динамика составляют важную часть оценки работы школы, а также становятся инструментом для её развития. К тому же именно климат как параметр оценки образовательной среды чрезвычайно востребован сегодня в мониторингах эффективности первичной и вторичной профилактики буллинга и подростковой агрессии в школе.
Необходимо говорить о том, чтобы повышать в целом психологическую компетентность педагогов и всех людей, работающих с детьми: учить работать со средой, разрешать конфликты. Важно информировать повсеместно про медиативный подход к решению конфликтов, который нацелен на учёт интересов всех участников конфликта и поэтому позволяет найти хорошее решение. Но для полноценного использования метода нужна служба медиации. Такие службы только-только создаются, эффективных специалистов по разрешению конфликтов в школах нет. О медиативном подходе к решению конфликтов, при котором учитываются интересы каждой из сторон спора, в большинстве школ даже не знают.
Личная
По опыту психологов, правонарушения дети совершают «не от хорошей жизни». У большинства таких подростков-правонарушителей сложная ситуация в семье, в школе, в общении со сверстниками и т.д. В обычной государственной школе в среднем 1000 – 1500 учеников. На это количество приходится всего по одному психологу и социальному педагогу. Это очень мало, чтобы планомерно вести профилактическую работу с детьми и их семьями.
Здесь нужна системная работа всех участников педагогического процесса: и психологов, и педагогов, и родителей. А её необходимо базировать на общем подходе к воспитанию с опорой на общечеловеческие ценности. Это и развитие социально-эмоционального интеллекта, и коммуникативные навыки, и умение решать конфликты, и навыки рефлексии, самостоятельности, сотрудничества, развитие лидерского потенциала, креативности и т.д. Решением может быть упор на уроках в первую очередь именно на развитие этих навыков, а не только «предметных» составляющих. Или введение отдельного школьного предмета, который бы объединил все перечисленные знания в единый комплекс и систему знаний.
Есть некоторые организации, которые системно занимаются детским психологическим развитием. Например, благотворительный фонд «Шалаш». Фонд проводит бесплатные занятия для детей из приёмных семей, учит их понимать и выражать свои эмоции, брать на себя ответственность и доводить начатое до конца, работать в группе и договариваться друг с другом. К ним можно обратиться за помощью. Подробнее о фонде читайте тут: https://shalash.academy/.
Ответ прост, с детства прививать к занятиям спортом , чтобы ребёнок был в спортзале под присмотром, а не шатался сам по улицам! А там у ребёнка будет и культура тела и надлежащее воспитание и как правило дети начинают чудить из за недостатка внимая, в чем Большая вина родителей